(с) Юрий Прожога
Оригинал интервью журналу "Партия" от 5 ноября 2009 года
(номер вышел в январе 2010 г.)
1. Олейник Владимир Константинович
2. Должность, профессия, место работы, почетные звания.
Доцент кафедры истории литературы и фольклора Курганского Государственного Университета, кандидат педагогических наук, лауреат городского конкурса "Признание" по литературе.
3. Что для Вас Курган и Курганская область?
Родина. В это слово вкладывается всё.
4. Какие самые важные тенденции в сфере культуры и образования вы можете выделить? В чем они выражаются?
Если брать культуру, то культура вообще делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура зависит от качества личности, являющейся ее носителем. Внешняя культура - сегодня больше медийная, глянцевая. И она становится все более пафосной и все более опасной. Эта ситуация напоминает мне начало 80-х. Только вместо партийных лозунгов вроде "Слава КПСС" теперь повсюду рекламные плакаты "Не тормози - сникерсни". Сменилась обертка. А вот содержание осталось тем же. Один к одному. За глянцевой картинкой скрывается пустота. Нарастание пустоты меня больше всего настораживает, потому что уж очень оно узнаваемо. Это нарастание пустоты я бы выделил как основную тенденцию в современной культуре.
Другая тенденция - смена матрицы в сфере образования. Я бы не назвал это словом "деградация", чтобы не нагнетать лишний пафос. Речь идет о качественном изменении. Современное образование просто меняют, как матрицу. Причем меняется не только содержание образования, но и форма подачи этого содержания. Ранее - в Российской империи и в советское время образование базировалось на жесткой дидактической системе. Это был процесс субъект-объектный, где преподаватель, учитель буквально вдалбливал знания в головы учеников. У этой системы, конечно, были свои недостатки, но были и плюсы - фундаментальность образования, которая осознавалась через годы. Сейчас произошла потеря фундаментальности, потеря качества. Зачем это делается - вопрос не ко мне. Он к тем, кто принимает стратегические решения. Хотя ясно видно, что это происходит сознательно для ухудшения среднего уровня образования в стране. О том факте, что среднюю школу за последние 15 лет уже угробили окончательно, можно судить по приходящим на первый курс студентам и по качественному составу учителей.
5. К чему приведут указанные тенденции? Варианты развития ситуации?
Нарастание пустоты в культуре рано или поздно приведет к провалу, оглушительному хлопку. Все рухнет в один момент. Эстетическая катастрофа всегда приходит за ценностной катастрофой. Пустота обертки приводит к ценностной катастрофе уже сейчас, когда люди перестают верить, не желают принимать любые навязываемые ценности. Оберточные ценности, на которые нельзя опереться - не фундаментальны. Те, кто застал еще советское образование, могут с чем-то соотноситься. Те же, кто выросли в 90-е годы, выбирая "Клинское", "Пепси", "безопасный секс" и "хаггис" уже этого лишены. Им остается лежать на диване, пить "Клинское" и писаться. Человек выпадает из времени, пространства, общества. И именно подобное сейчас называют здоровым индивидуализмом... Поэтому у людей есть два пути - либо соглашаться с этими знаками потребительского общества, либо их не принимать. Для вторых это путь протеста, когда выключается телевизор и средством коммуникации становится Интернет. ...Я не знаю, как это будет реализоваться в общественной жизни, но могу представить, как это будет происходить в литературе. Будет взрыв маргинальной культуры и литературы. Сейчас в качестве мэйнстрима подается нечто находящееся между Донцовой и Минаевым... Если Минаев и Оксана Робски являются уже гранями мэйнстрима, и на них уже кончается культура, то, простите, такая культура рухнет. Литература уже сейчас работает в стороне от всего этого. Маргинализация культуры уже происходит. Как в 80-е гг. развивалась рок и бардовская музыка вопреки "Песне года", так и сейчас идет развитие альтернативных течений. Сегодня роль цензоров выполняют продюсеры и издательства. В результате искусство обходят стороной как центральные каналы, так и коммерческие издательства. Но именно в этих условиях формируются зерна будущего.
Смена матрицы в образовании приведет нас к тому, что "на выходе" мы получим большой разрыв между образованной и необразованной частью населения, как сейчас существует пропасть между богатыми и бедными. Отсутствие фундаментального среднего образования превращается в серьезную проблему. Поэтому сегодня отсутствие качественного образования на фоне ценностного провала грозит национальной катастрофой. В этой связи вспоминается госпожа Маргарет Тэтчер, со своим замечанием о том, что в России слишком большое население. Нужно гораздо меньше. Да, для обслуживания двух труб много не надо. И этим людям достаточно уметь заворачивать вентиля - все остальное сделают саибы. Или "хозяйки" - как назвал их в своем романе "Мародер" Беркем аль Атоми. Все, что происходит сейчас в образовании, связано с сознательным понижением качества населения. С чем еще связать недавнюю пропаганду табака, алкоголя, абортов, безопасного секса? Матрицу в современном образовании меняют для того, чтобы первая тенденция измельчания культуры могла иметь место.
6. Какая возможна реакция (общества, государства, элит, международного сообщества) на описанное Вами будущее?
Если в массовом сознании победит Ксения Собчак - общества не будет. Останутся биологические особи, которые обозначают только свои инстинкты и половую принадлежность. Полная атрофия мышц мозга.
Возможная реакция на насилие мэйнстрима - выключение телевизора и обращение к Интернету. В Интернете есть пока еще возможность выбирать. Поэтому, вполне возможно, что скоро начнется возрождение национального самосознания. Я уверен, что большинство к этому уже готово. Но, кроме готовности, нужна еще работа: нужно сдвинуть себя с дивана, снять "памперс" и выбросить "Клинское". Это усилие над собой. ...Проблема истории России в том, что когда отодвигается бутылка, о ней начинают вспоминать с ностальгией. Поэтому нужна политическая воля, чтобы снять "памперсы" с сознания. Государство должно четко проартикулировать цели своего существования, кроме получения зарплат и отъезда слуг народа на пенсии куда-нибудь в Сардинию...
К сожалению, в современном обществе одни и те же статисты рекламируют сигареты и здоровый образ жизни. Поэтому как вариант - нужно сменить статистов и тех, кто ими управляет. Вариант, когда эта новая матрица не победит - возрождение национального самосознания. Мне вот понравилось, как Ходорковский в своем последнем интервью сказал, что сейчас в России идет становление национального государства. Только возрождение национального самосознания сможет остановить этот упаднический процесс. Речь идет о реальном соблюдении интересов всех людей, проживающих на территории России.
7. Дайте рекомендации как себя вести в Вашем возможном будущем?
Кстати, подобное общество описал замечательный автор Беркем аль Атоми в культовом романе "Мародер". Он называл это "БП" - "большой писец". Он говорил о том, что война придет в сознание каждого и начнется война всех против всех. Он очень точно определил эту ситуацию, говоря о том, что нужно рыть окопы и запасаться патронами. Но на самом деле, если произойдет такая катастрофа, то лучше не жить.
...Вести себя в таком будущем нужно... стоически. Принимать это как судьбу и воспринимать спокойно. Дело в том, что человеческая жизнь идет от звонка до звонка. От роддома до кладбища. Это неизбежность. Просто те кризисы, о которых мы сейчас говорим - это еще не самое страшное, что может быть в жизни человека. Потому что история последних тысячелетий учит, что все повторяется. Вспомним, что мысль и культура расцвели в Греции, а цивилизация - в Римской империи. Но Рим уже не столько породил культуру, сколько заимствовал. А когда форма исчерпала содержание - все рухнуло. Или Средневековье, когда новое содержание целое тысячелетие накапливалось по капельке и искало новую форму, вылившуюся в Ренессансе... В современную технологическую эпоху мы тоже наблюдаем кризисы, но их цикличность уже составляет от 3-х до 5-ти лет, то есть процессы ускоряются. Все это напоминает Вавилонскую башни. Башня уже упала, а мы еще летим вместе с ней. И скорость этого падения зависит от выбранной системы координат.
Чтобы воспрепятствовать смене матрицы в образовании - нужны учителя. Вспомним, как Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель. А у нас сейчас некому учить. Школы заваливаются компьютерами - дети знают, как ими пользоваться, учителя - нет. Ситуация эта ведет к тому, что появятся очередные потерянные поколения.
8. Что необходимо делать сегодня с указанными Вами тенденциями: усиливать, ослаблять? Как именно с ними работать, какие меры принимать?
С ценностным кризисом и пустотой можно бороться, пытаясь ослабить нарастание этих тенденций, а можно довести их до абсурда, но все равно это завершится ничем. Всему свое время - плод должен созреть. Он созреет и лопнет сам. Когда это произойдет, мы удивимся результатам. Это будет все, что угодно, но только не то, чего мы ожидали.
Что делать для изменения тенденций в образовании? Это вопрос не ко мне, а к статисту Фурсенко. Его потом, конечно, обвинят в развале образования, но не он виноват. У него на это ума бы не хватило, несмотря на то, что доктор наук и профессор.
На самом деле для того, чтобы начались серьезные перемены к лучшему, нам нужен просто мир. Хотя бы 20 лет без войны и без вмешательств чужих матриц, хотя бы одно мирное поколение. Тогда мы сами потихонечку вырулим. Хотя бы 20 лет без войн и потрясений.
9. Что именно Вы делаете сегодня во имя будущего?
Работаю. Я просто работаю, делаю свое дело. Студентам я пытаюсь объяснять, что есть литература. Но основная моя работа сейчас на сайте www.okopka.ru Это работа с авторами современной военной литературы. Мы живем в непрекращающуюся послевоенную эпоху, потому что войны не кончаются. По крайней мере две войны, которые стыдливо называют военными конфликтами - афганская и чеченская оставили свой след в сознании сотен тысяч человек. Им, как и "потерянному поколению", появившемуся после первой мировой войны, пришлось эту войну переосмыслить и потихоньку трансформировать в своем сознании, пытаясь "выдавить" ее из себя, в том числе образами, в том числе словом. Война меняет сознание человека. У нее своя логика. Она меняет видение реальности. Это изменение фиксируется в памяти, в сознании и потом человек приходит в нашу действительность и ему говорят "парень, ты живешь не так", "ты измененный", "выйди из тени". Но на самом деле все гораздо сложнее. Не все могут рефлексировать словом. Сейчас появилось целое поколение "афганских" и "чеченских" писателей. С ними я и работаю как литературный критик. Это очень талантливые писатели, многие стали членами союза писателей, издают книги. Но эта современная военная литература оказалась на обочине. Она не востребована заказом мэйнстрима. Она не развлекает, более того, она - пугает. В издательствах нужен боевик, а не исследование человеческой души под воздействием радиации войны. Есть замечательные авторы-"афганцы" - Глеб Бобров, Александр Карцев, Игорь Фролов, Андрей Семенов. Среди "чеченских" писателей - Аркадий Бабченко, Вячеслав Миронов, Андрей Загорцев... Но "глянец" почему-то считает, что чеченскую тему раскрыл и даже закрыл Владимир Маканин. Ему дали премию "Большая книга", хотя его роман "Асан" - просто ужас, как в литературном, так и в фактологическом смысле.
Востребованность обществом и государством писателей - минимальна, мягко говоря. Опять, пока гром не грянет... Моя задача, которую сам себе и поставил, пропаганда современной военной литературы. Поэтому надо просто работать. Потихоньку, не торопясь. Медленно капать на подкорку. Это лучше, чем какие-то громкие заявления.
10. Что Вы будете делать, если описанное Вами будущее наступит?
В будущем Ксении Собчак меня точно не будет... А что тут сделаешь? Буду продолжать делать то, что делаю и верить в то, во что верю.
11. Ваше кредо?
Кредо? А что это такое? Шутка... ...Да его просто не существует. Это миф.