Okopka.ru Окопная проза
Носков Виталий Николаевич
Испытание темой

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью газете "Новый мир" от 1 августа 2013 г.


Как трудно, порой, бывает найти свою дорогу в жизни. Для писателя, пожалуй, еще труднее определиться с темой. Нашему земляку, российскому писателю Виталию Носкову удалось выйти на главную дорогу в литературном творчестве. Работая обозревателем газеты "Щит и меч", он выезжал в длительные командировки в Чечню и Дагестан. Был участником спецопераций в Кизляре и Первомайском, мартовских боев в Грозном в 1996 году, операций по освобождению военнопленных.

Этим событиям посвящены его главные книги "Рассказы о чеченской войне", "Любите нас пока мы живы". Совсем недавно писатель рассказывал читателям "Нового мира" о возрождении Далматовского монастыря. Мы продолжаем разговор о святыне, литературе и о нем самом.

- Виталий Николаевич, где вы живете сейчас и чем в настоящее время занимаетесь?

- Живу на два дома. Москва - Курган. Теперь в Кургане. Бываю в Дагестане. Продолжаю вести выбранную тему. Я работаю в Ассоциации ветеранов спецподразделений "Русь" советником руководителя по межнациональным связям. С ассоциацией дружу с 1996 года. Ее возглавляют два боевых командира, с которыми я был на операции у села Первомайское - это Леонид Константинович Петров, в недавнем прошлом замкомандира СОБРа Главного управления по борьбе с организованной преступностью (сейчас это отряд "Рысь") и Александр Николаевич Никишин, недавний командир отряда "Витязь", Герой России.

Мы встретились в боевой обстановке, после чего началась творческая дружба. С их помощью, благотворительной в том числе, была издана моя книга "Любите нас пока мы живы", которая получила премию МВД России. Было несколько изданий "Книги памяти" о СОБРовцах, погибших при исполнении служебного долга на Кавказе. Очень редко ответственные люди, прошедшие войну, уделяют внимание вопросам культуры и литературы. Но эти великолепно образованные офицеры прекрасно понимают, что такое информационно-психологическая война, и вкладывают деньги в издание книг.

Сейчас, по их благословению, работаю над художественно-документальной книгой "Кровь твоих сыновей", которая рассказывает о событиях а Кизляре и Первомайском января 1996 года. На ее примере понял, как мало просто быть участником событий. Когда берешься за такое дело, нужен не просто журналистский подход. Надо идти в глубину. Я много раз был на месте боя, опрашивал людей с той и с другой стороны, общался с заложниками, захваченными бандой Радуева. Это четырехлетний труд...

- Можно сказать, что тема войны стала вашей до конца?

- Из этой темы уйти невозможно. Фундаменталистский ислам встал на дыбы, диктует свою волю. Получив поддержку на Западе, экстремисты создали террористические центры. И сейчас такой разворот событий, что России надо с новыми силами уделять внимание военно-патриотическому воспитанию, физической подготовке молодежи. Вот-вот американцы уйдут из Афганистана, и что там будет дальше вопрос очень сложный.

Тема мирососедства ислама и христианства до такой степени насущна... Сколько провокаторов, которые мечтают нас поссорить, чтобы мы сошлись в обоюдном сражении. И этого ни в коем случае нельзя допустить. Это я знаю по Чечне, Ингушетии и Кабарде, где столько молодых людей погибло с той и другой стороны. Сердце готово разорваться от жалости к семьям, детям, оставшимся без отцов. От этой темы не уйдешь, потому что соприкоснувшись с войной, я - невоенный пишущий человек понимаю, что лучшие люди у нас по-прежнему в армии, в спецподразделениях, в небе и космосе, и благодаря им мы имеем время на мирную передышку.

- Боевые действия в Афганистане и Чечне дали всплеск новой волне военной литературы. Как вы оцениваете этот процесс с точки зрения секретаря Союза писателей?

- В Кургане живет известный филолог, эссеист Владимир Олейник. Много лет он является редактором и соруководителем сайта okopka.ru Раньше он сотрудничал с сайтом artofwar.ru где разрабатывались новые подходы к современной военной прозе и поэзии. На "окопке" успешно работает группа литераторов. Олейника можно назвать их Белинским, он пишет о воевавших авторах, пропагандирует их творчество. Мне посчастливилось давать рекомендации в Союз писателей многим окопчанам: Глебу Боброву с Украины, Александру Карцеву из Москвы. Эти писатели лауреаты литературных премий.

И вообще, когда я с легкой руки Олейника вошел в это объединение, я был один член Союза. Сейчас нас тридцать четыре человека. Собрались очень талантливые люди, великолепные прозаики и поэты. Есть на Украине поэт Михаил Кошкош. У него удивительно талантливые стихи, яркая, незаемная, самобытная афганская метафоричность. В Екатеринбурге жил прекрасный матерый прозаик Павел Андреев, потерявший обе ноги в Афгане. И я обижен на одного из руководителей Екатеринбургских писателей Александра Кердана за то, что он не поддержал писателя, не принял его в Союз. Парню пришлось уехать в Новосибирск.

Есть замечательные чеченские авторы. Среди них Руслан Мартагов. Он активный журналист, с первых дней конфликта ушел воевать за Россию, занимался антидудаевской пропагандой. Дудаев считал его личным врагом. Этот автор отличается глубокой любовью к своему народу, говорит о Родине с чувством вины, что очень ценно.

Сказано: "искусство писать - это искусство подробностей". Писать нужно о том, что только ты знаешь, и больше никто. И в этом огромное преимущество воевавших писателей. Я горячо рекомендую ребятам, которые прошли через войну, если кто-то хочет окунуться в прежнее, снова подышать воздухом войны, пусть зайдут на сайте "окопка", почитают.

- Получает ли такая литература поддержку, от государства в том числе?

 - Литература сегодня - это не повод заработать, а, скорее, служение. Гонорарной политики нет. За хорошую книгу более 30 тысяч рублей не получишь. В этом смысле авторы не защищены. Литературой занимаются те, кто знает, что в этом его призвание. Государство по-прежнему талантливым людям не помогает. Ныне капитализм. Каждый выплывает сам. Поэтому авторы ищут сотоварищей по духу, судьбе, культуре. Объединяются... Очень актуальна старинная скифская сказка о пучке стрел, который коленом не переломишь. Идет сложный процесс становления национальной идеи. В Российской Федерации он затягивается.

- А как же быть с тем, что наряду с писательской активностью мы сталкиваемся с отсутствием читательского интереса?

- Есть социология литературы, где четко определено: есть элитарный читатель, середнячок и "чайник". Большинство издательств выпускают литературу для "чайников", к сожалению. На что многие читатели покупаются. Но эта литература не отвечает законам времени. Каждый ищет свое, и всех читателей элитарными не сделаешь. Это вопрос судьбы.
 
- Вы не раз рассказывали о первых шагах, которые делались в Кургане по возрождению Далматовского монастыря. Какое место эта тема занимает в вашей жизни?

- Какое непростое дело - мирскому человеку заниматься возрождением святыни. Когда ты вступаешь на этот путь, на тебя обрушиваются самые темные силы. Ты попадаешь под бесовский огонь клеветы и зловредных дел, рискуешь здоровьем и жизнью. Служить церковному делу не молясь, не исповедуясь и не причащаясь невозможно.

Это был период семилетия - с 1987 года, когда мы с предпринимателем Юрием Аникиным сделали первые попытки к возрождению монастыря вместе с Германом Травниковым, Евгением Шерстобитовым. Нас активно поддержали несколько человек из Далматово: Зоя Матвеева, Валентина Шабанова, Аркадий Жернаков. Мы теперь - "ветераны боевых действий" за Далматовский монастырь. В ту пору участие в возрождении - это был вопрос политический. Столкновения были. Мы активно выступали в прессе. Были все основания, чтобы завести на некоторых чиновников уголовные дела. Один из эпизодов, когда по территории монастыря, вдоль Успенского собора, где в 17-18 веках было монастырское кладбище, собирались вести промышленную трубу. Договорились, что копать будут вручную, на небольшой глубине в присутствии священника, работника музея. Только "общественность" вышла за ворота, тут же подали экскаватор - и погнали. Помню, как Евгений Шерстобитов по звонку Аркадия Жернакова выехал в Далматово, лег под ковш, остановил разрушение. На территории монастыря собирались сделать то стоянку большегрузных автомобилей, то ввести ГАИ.

Особой признательности заслуживает патриот Зауралья, его истории Юрий Николаевич Аникин. Участвуя в бизнесе, он стал лидером активных дел по восстановлению Далматовского монастыря: привлек к работе екатеринбургских, москвских архитекторов - реставраторов, заказал и оплатил первоочередные исследовательские работы, первые проекты, содержал охрану монастыря... Около трех миллионов рублей - личных средств Аникина пошли на дело восстановления обители, на реализацию пропагандистских задач, на командировки, на обучение людей реставрационному делу. Но преодолеть политико-административное сопротивление мы не смогли...

Потом образовалась епархия, и мы осознали, что инициатива должна принадлежать церкви, но важность общественного движение по возрождению Свято-Успенского Далматовского монастыря никуда не ушла. Это и информационная поддержка, и спонсорская помощь, и организация социально значимых дел.
 
Не стоит забывать, что Далматовский монастырь - это миротворческий символ. Это территория, где православные и мусульмане успешно соседствовали. На письмо курганской интеллигенции, обеспокоенной вопросами восстановления Далматовского монастыря, Светлейший патриарх Алексий II ответил: "Особенно значительна эта обитель, как пример межрелигиозного сотрудничества, мира и межнационального единства". И действительно, на территории России это единственный значительный памятник добрососедства православных и мусульман. К дружбе Далмата и Илигея не надо относиться, как к легенде. Об этом я рассказываю в документальном фильме "Миротворцы".

Беседовал Александр Теплухин
(с) "Новый мир", Курган, 2013 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019