Okopka.ru Окопная проза
Ивакин Алексей Геннадьевич
Мы живем на пороге смерти. Интервью со мной.

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:

   Мы живем на пороге смерти.
  
  Интервью с Алексеем Ивакиным
  
   ФИО
  
  Ивакин я. Алексей Геннадьевич.
  
  Возраст
  
   13 августа мне второй раз исполнится 19 лет  Родился я в 1973 году от Рождества Христова.
  
  Место жительства
  
   Город Киров, он же Вятка, он же Хлынов. Это между Нижним Новгородом и Пермью. ПрИдуралье, ага.
  
  Образование и профессия
  
  Сложный вопрос. Образование историческое, психологическое и до кучи религиоведческое. Профессия... Работал я сторожем, педагогом в школе, инструктором пешеходного туризма, политтехнологом, психологом-консультантом, преподавателем, заведующим кафедрой, директором психологического центра, торговым представителем, бизнюком целый месяц поработал, журналистом. Сейчас - стрингер. Ну, или фрилансер.
  
  Интересы
  
  Долго думал. Очень долго. Если конкретно описывать - страницы три перечислений получится. Поэтому сокращу в одно слово - жизнь. Мне интересна жизнь во всех ее проявлениях. От зачатия до смерти, так сказать.
  
   Алексей, психолог - это профессия или способ жизни?
  
  А кому как. Я не делю знания на профессиональные или личные. Психология мне помогает писать, например. Это профессиональный навык или личный? А вообще я по жизни - психолог-патологоанатом. Социопсихологоанатом.
  
   Кто вы в первую очередь - историк, психолог, писатель, муж, просто человек?
  
   Кому как. Для себя я просто человек. Для жены - муж. Для читателя - писатель. Мне все равно - кто я. Хотя, не. Вру. Не все равно. Перфекционист я. Считаю, что в любом деле надо достигать наилучшего результата. Не всегда получается, но я тренируюсь. Вообще, чтобы чего-то добиться - нужно жить в "красной зоне". Знаете, что это? Это из спортивной психологии термин. Можешь прыгнуть только на метр? В следующей попытке целься на два метра. Тогда ты прыгнешь на метр и один сантиметр.
  
   "Воспитание - это не слова. Воспитание - это собственный пример, собственное поведение". Расскажите о своей семье. Кто у вас главный? Кто кого воспитывает? ))))
  
   Семья... Семья у нас из четырех равноправных и равно-ответственных, эмн... существ. Я, жена, двоюродный сын дядя Миша и кот дядя Саша. Я считаю себя главным - то бишь, принимаю решения и несу за них ответственность. Жена у меня очень мудрая и очень красивая женщина, которая мной рулит. По-женски - ласково и мягко. Мне это нравится, ей, надеюсь, тоже. У дяди Миши свои обязанности - нормальные такие мужские - учиться, обустраивать свою комнату, маму не расстраивать. У кота тоже есть свои обязанности - мурлыкать, драть обои, гадить в лоток и добывать голубей. Он, пожалуй, единственный из нас, кто уверен в своей главности. Вообще, у нас почти классический "Домострой".
   Жена - ваше сильное плечо, на которое можно опереться?
   Она моя клеточка. А я ее. Семья - это организм. Развод - это ампутация. Она - мое сердце. Я живу им, она питает меня. А я ее в себе ношу.
  
   Чем занимается ваша "клеточка" в жизни, кроме того, что терпит рядом с собой зеленое, очень непростое существо?
  
   Она у меня - фея. Я серьезно вполне. Она делает из девушек - принцесс, а из женщин - королев. И я каждый день наблюдаю этот процесс перевоплощения. Это самый волшебный на свете момент. Вы даже представить себе не можете, как это восхитительно - наблюдать, как Золушка становится Царевной. Эти их боевые прически, макияжи, одежды... Женщина - наше все. А моя жена - фея.
   Как она относится к вашему творчеству? Критикует, помогает, хвалит, понимает, поддерживает (нужное подчеркнуть).
  
   Все из выше перечисленного. Нет женщины - нет успеха.
  
   Кто у вас колдует на кухне?
  
   Я. Нравится мне готовить. Это сродни писательству - творить. Вообще, мужчина должен творить. Чаще, правда, вытворять получается. Семейство терпит и хвалит меня, поддерживая самооценку. Только кот передо мной честен - вечно морду воротит от моей стряпни. Ему сырое мясо подавай. Впрочем, как и мне. Жил бы один - питался бы одним сырым мясом.
  
   Если бы вы были не Алексей Ивакин, а совсем другой, посторонний человек, стали бы вы с собой общаться? И как бы вы воспринимали себя?
  
   Хороший вопрос. На самом деле, со мной общаться очень сложно. Я - классический аут, социопат и социофоб. Я сам выбираю - с кем мне общаться и как. Опыт работы психологом помогает слушать людей. Или делать вид, что слушаю. А опыт работы преподом помогает разговаривать даже тогда, когда не хочется.
   Я рассказать могу много чего интересного. Только предпочитаю в книгах рассказывать.
  
   Вы очень резки и прямолинейны. Не считаете нужным сдерживать эмоции и скрываться свое отношение к людям?
  
   Нет, не считаю. Самая большая беда в людях - это неискренность и страх обидеть кого-то там. Тем более, у меня есть свои жизненные критерии и принципы, которые не позволяют мне лицемерничать. Давайте, для примера, возьмем писательскую сферу. Вот пишет от скуки человек какую-нибудь свою историю. Получается очень дрянно. Его надо похвалить или надавать линейкой по рукам? Предвижу возражение - тактично указать на ошибки. Но у любого писателя происходит аберрация сознания. Ничего, что я так заумно? Сейчас попытаюсь разжевать.
   Вот скучно вам в жизни стало. Начинаете писать. А откуда начинающий берет образы своих героев? А из друзей-приятелей. И описывает их. А им лестно! Они и начинают его хвалить. А тут еще интернет позволяет опусы в сеть выложить. Самое смешное, что мы, отученные двадцатилетием бескультурщины, уже готовы читать и рукоплескать всякой графоманской байде - лишь бы зашибительно было. А тут еще и издают! Батюшки! Да я же - ТАЛАНТ! Не... Не так. ТАЛАНТИЩЕ! Круто, да?
   А то, что этот, с позволения сказать, писатель продолжает писать слово "проблеММы" с двумя "мм", то, что он реально не может понять разницу между склонениями и спряжениями - это о чем говорит?
   А он еще и начинает обижаться на то, что ему в эти ляпы мордой тыкают.
   Есть такое замечательное церковнославянское слово - "бл*дословие". Иначе - философия. Так вот, это слово тут как нельзя лучше подходит.
   Или другой пример.
   Вот живет, вроде бы, русский человек.
   А в интернетах называет себя "последним из вермахта". И ник себе делает такой, что бы четко читалось - SS. Есть такие, есть. И кто он после этого? Мне что, толерантно с таким общаться надо? Признать его право быть SSовцем? Да идет он в ж**у, со своими закидонами аля-нацизм.
   Не для этого наши деды и прадеды этих самых SS башкой в берлинскую канализацию окунули и притопили там.
   Мне выбор наших ни разу не тактичных дедов гораздо важнее, чем выродки-нацисты.
  
   Приходилось ли вам в детстве доказывать правоту кулаками?
  
   Да я и сейчас могу. И приходится, бывает. А что?
  
   Я знаю, что на одном из форумов ваш ник Schreibikus (Шрайбикус). Я учила в школе немецкий и помню, что в учебнике был такой мальчик - репортер, который обозначал собой что-то, что надо было запомнить или записать. Почему вы выбрали такой ник? Потому что персонаж, как и вы, в очках? ))))))
  
   Не, не поэтому. Шрайбикус - это журналист. Он, как бы олицетворяет любопытство и тягу к знаниям. А вообще у меня много ников. Например - Годзилко - в честь мариупольского крокодила, который между жизнью в тюрьме или на каторге выбрал свободу. А еще есть advocatd - сокращенная версия "адвоката дьявола". Это у меня ЖЖшный ник. Этот мою "поперечность" характера отражает. Люблю плавать поперек течения.
  
   В вашей книге "Мы погибнем вчера" герой оправдывает свое желание жестоко отомстить немцам тем, что враг должен почувствовать то же, что и их жертвы. Вы считаете месть оправданным средством?
  
   Вообще-то, этому герою резкую отповедь дал другой, более мудрый герой. Читайте и обрящете, как говорится.
   Лично мне как раз понятна позиция этого самого второго героя - деда Кирьяна. Мстить - нельзя. Иначе станешь таким же драконом. Аллюзия понятна?
   Впрочем, эта линия у меня проходит и через другие книги. И через "Десантуру-1942", и через готовящуюся к изданию "Ленинградскую трагедию" (рабочее название).
  
   Как вы относитесь к смертной казни?
  
   Положительно. Вор должен сидеть в тюрьме. Ну и так далее. Но смертная казнь это не месть. Это защита. Защита общества от патологии.
  
   Иногда слышу фразу, что Бог - это не лик на иконе и не эфемерная личность в церкви, а что-то внутри нас. Вы верующий человек?
  
   Да. А Бог... Бог есть любовь.
  
   Что для вас значит участие в поисковой организации "Долг"?
  
   Смысл жизни.
   Я живу спиной вперед. Я смотрю в прошлое. Хорошо это или плохо - я не знаю и знать не хочу. Мне так нравится. Война начинается тогда, когда ее забывают. А я очень не хочу войны. Я слишком многое видел. Видел то, что живым видеть нельзя. Видеть нельзя, а знать надо. Вот я и смотрю и другим рассказываю в меру своих сил.
   За то, что я видел - приходится платить. Как и чем я плачу (ударение на любой слог) - видит только жена. Ей достается больше всех.
  
   Вас пугает или просто не нравится настоящее?
  
   Не нравится. Очень не нравится. Локально я его меняю, но на глобальном уровне - увы. Не обладаю возможностями. Это только в фантастике бравый герой-попаданец меняет все и вся одним махом. В реальности - мы маленькие люди, способные изменить лишь свой маленький круг реальности.
   Впрочем, я живу в прошлом не поэтому. Пятнадцать лет назад я попал на Великую отечественную - и узнал, что она все еще не закончилась. Ищу, вот, последнего солдата.
  
   Ваша писательская деятельность - это следствие участия в поисковой организации "Долг" или наоборот, сначала возникло желание писать, а потом - участие в поиске?
  
   Не коррелируют значения . Писать я хотел всегда. Просто не было о чем писать. Когда посмотрел на войну. Когда потрогал ее. Тогда и стало о чем писать.
  
   У вас есть домашняя библиотека? Книги каких авторов стоят у вас на полке?
  
   Начиная от "Мифов народов мира" до "Нюрнбергского процесса". Или вас художка интересует? Тогда от Ремарка до... Последнее, что приобрел - Николай Берг "Крепость живых". Классная вещь! Что следующее куплю... Ну... Не знаю.
  
   Медики говорят, что все мы постоянно находимся в состоянии стресса. И каждый его снимает по-своему: кто-то пьет "горькую", кто-то ходит в зоопарк, некоторые вышивают крестиком. Как снимаете нервное напряжение вы?
  
   Не понял вопроса. Для писателя надо в этом нервном напряжении жить - если он не хочет быть ремесленником. Тем паче, что "стресс" и "дистресс" - разные понятия. *улыбнулся*
   У каждого человека есть свои ресурсные состояния. У меня их три - волк, крокодил и кот. Кот - когда доволен всем - наетый, насытый и напитый. Волк - когда охочусь. Крокодил - когда пишу. Тань, давай вопрос переформулируем? Как я отдыхаю, например. Так пойдет? Ответ - я не устаю жить. Я - люблю жизнь во всех ее проявлениях.
  
   Тогда вопрос такой: чем надо накормить кота, чтоб он был насытый, напитый и довольный? ))) И на кого охотится волк? Вы увлекаетесь охотой? Или просто выражение такое?
  
   Накормить? Мяском, коньяком и кошкой  А охота... У меня работа как охота. За информацией. Информационная потребность - у меня самая ненасытная.
  
   "Оружие оно что баба! ...Не погладишь - обидится". Как вы относитесь к оружию?
  
   Как к бабе. Не погладишь - обидится. У нормального мужчины должна быть одна любимая женщина и много любимого оружия. Я люблю трехлинейку. Только у меня ее нет 
  
   Многие помнят известную фразу Булгакова "...люди, как люди, вот только квартирный вопрос всех испортил...". Как вы думаете, что портит людей сейчас?
  
   Никакой разницы между временами - нет. Люди всегда одинаковы. Впрочем, за других говорить - моветон. За себя скажу, что меня портит. Искушения. С некоторыми справляюсь, с некоторыми - нет. С чем именно не справляюсь? Лень. Жадность. Коньяк. Злость. Да много еще чего.
  
   Жадность к чему? Злость на себя? Или на кого? Или на что?
  
   Жадность... К тому, что считаю своим. Злость - на себя, иногда на других. Чаще на себя, за то, что не могу найти простые и понятные слова для людей. Злости во мне вообще до хрена.
  
   "Мне неинтересны космические бластеры-шмастеры. Меня утомили высокородные эльфы. Меня тошнит от славянской фэнтези, а от фантастики юмористической я мрачнею". А какие книги вас интересуют? Что вы читаете в данный момент?
  
   Этого... Как его... "В тени побед. Немецкий хирург на Восточном фронте". Ханс Киллиан. Почему? Мне надо понять немцев изнутри, для того, чтобы писать о той войне. Писать с нащей стороны. Открываю много вещей. С удивлением узнал, что немецкая военная медицина была не готова к войне с Россией. У немцев не было шансов против СССР. Никаких. Они проиграли войну утром двадцать второго июня.
  
   Вы считаете, советская медицина была готова к войне? По-моему, к ней нельзя быть готовым никогда.
  
   Советская была готова как раз. Недаром у нас самый низкий процент умерших раненых.
   Почитайте книгу Лурии "О большой и маленькой памяти". Как в советских госпиталях времен войны работали психологи с безнадежными больными. Я не оговорился - именно психологи. Не психиатры.
  
   Мне всегда было интересно, кто придумал фразу "Все, что ни делается - к лучшему". А какой смысл вы вкладываете в эти слова? Неужели все, что случается в нашей жизни, ведет нас к лучшему? К воротам с крестом вверху?
  
   Да. Только вот смысл происходящего мы понимаем гораздо позже самого события. Впрочем, не каждому ворота с крестом светят. Кто что хочет - тот то и получит. Хотел мусульманский рай с сорока озабоченными гуриями? Получи. Хочешь вирий с драками и вонючим пивом? Да, пожалуйста. Хочешь вечную пустоту - на, забирай. Мне ворота с крестом нравятся. Интересно, смогу ли я пройти через них? Постараюсь хотя бы подойти к ним. И жену за собой потащу, ибо едина плоть.
  
   Можете назвать самый лучший, по вашему мнению, фильм о войне?
  
   Тот, который еще не снят. А из снятых... Из немецких - "Сталинград", из американских "На западном фронте без перемен" 1938 года, из французских - "Большую прогулку". Из наших... Их очень много. Мне очень интересны фильмы о войне с точки зрения психолога. Знаете, есть огромная разница в культурах народов. В наших фильмах - всегда драма. В немецких (снятых после войны) - трагедия. Тот же "Мост" взять, например. Американские - чистой воды пиар и реклама. Французские... Ну как воевали - такие и фильмы. Я с удовольствием патологоанатома смотрю все фильмы о войне.
  
   А если бы вам предложили экранизировать вашу книгу, какому режиссеру вы не побоялись бы отдать ее в работу?
  
   Во-первых - я не отдал бы ее в работу. Я сам бы с ней работал. Во-вторых, какую книгу? Очень хочу "Десантуру" увидеть на экране. А вообще, лучшим вариантом было бы "Поколение Победителей", мы его с моим другом Андреем Русовым сейчас делаем. Чисто сериальный проект. Кому бы отдал... А кто у нас "Брестскую Крепость" делал? Вот ему. У вас нет телефончика режиссера?
  
   Если бы у вас был свой герб, какой бы девиз вы выбрали для него?
  
   "Баба - она что оружие. Не погладишь - не выстрелишь". Шутка. Или не шутка? Не знаю. Мне лень думать над такой фигней. Мне не нужен ни личный герб, ни личный девиз. А гимн есть, да. "Жди меня". Мы живем на пороге смерти. Раз - и нет тебя. Но... Жди меня. И я вернусь. Я все равно вернусь.
  
   Как вы считаете, в данный момент на политической карте мира есть государство, способное после большого катаклизма сплотить вокруг себя остатки человечества?
  
   Два. Либо Россия, либо Штаты. Это два единственных плавильных цивилизационных котла. Китай? Может быть. Но мы слишком чужие - он раздавит Европу. Германия? Германия медленно сдыхает. У остальных просто нет цивилизационной миссии. Даже у Британии ее нет. У них миссия колонизаторов. Была. Жаль, что Штаты пошли по англосаксонскому пути (хотя это было неизбежно). Жаль, что мы до сих пор противники. Человечество уже шагало бы к звездам, если бы не это идиотское противостояние. Идиотское - потому как Штаты выбрали религию золотого тельца. А русское православно-коммунистическое харизматическое развитие, где нет ни эллина, ни иудея, где идея "Нет высшей смерти, чем душу за други своя" - не может согласиться с неоязычеством Штатов.
   Фу! А к чему это? Меня вообще-то мало волнуют "плавильные котлы". Мне интересны люди, как они есть.
  
   Чем вас привлекают люди? И как формировался ваш, личный, круг общения? Это просто интересные вам люди или единомышленники? Или два в одном? Или три в одном, или больше...?
  
   Меня интересуют любые люди. Единомышленники и противники. Друзья и враги. Я ж психолог. А это не профессия, но определенный стиль жизни. Психологоанатом я.
  
   Как вы можете охарактеризовать литературный форум "В вихре времен"? Террариум единомышленников, коллектив соавторов или место, где есть место каждому воспитанному человеку?
   И первое, и второе, и третье. Не противоречит друг другу.
   Что этот форум значит лично для вас?
  
   Рабочий стол. Рабочее месте, где меня всегда и от души могут пнуть, ткнув носом в ошибки - стилистические, грамматические и прочие. Мне нравится, что меня пинают. Я из редкой породы писателей-мазохистов, которым нравится жесткая критика.
  
   "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Как вы считаете, в наше время, когда практически любую информацию можно найти в интернете. Это высказывание все еще актуально?
   Поржал, спасибо. Знаете, что значит "владеть женщиной"? Это не иметь ее в собственности. И не иметь ее во всех смыслах. Это уметь понимать ее. Во всех смыслах. Только тогда ты будешь владеть ей.
   Вот тоже самое с информацией.
   Мало - знать. Нужно уметь анализировать и применять знания.
  
   Ваша писательская деятельность тоже базируется на этих принципах? Анализ и применение?
  
   Да. Анализ, применение и синтез. Синтеза, как логического приема меньше. Я ж не фантаст.
  
   Как вы думаете, чем в последнее время обусловлена тяга читателей к альтернативной истории?
  
   Мы живем в альтернативном мире. Не заметили? В этом мире совершаются чудовищные, невозможные вещи - ювенальная педагогика, культура потреблядства, пластиковые куклы для детей. Мы живем в мире победившего либерального фашизма. Политологи меня поправят, наверное, я не спец в этих терминах. Убийство считается нормой, вор в тюрьму не садится, детей учат минетам, гомосеки ходят парадами. Наша страна, оказывается, развязала Вторую Мировую войну. Разве это не альтернативный мир? А наше коллективное бессознательное просится, хочет домой. В нормальный мир. Где идиотов называют идиотами, а не альтернативно одаренными. Где герой является героем, а не идет под суд.
  
   И почему, по вашему мнению, такое количество авторов обращаются к истории ВОВ и последним годам существования царской России?
  
   Начнем с царской России. Это огромнейшая социальная и культурная катастрофа, в результате которой мы потеряли часть территории, огромное количество людей. Кто в этом виноват - история дает четкие критерии - страну просрали те, кто ей руководил. За банкротство предприятия отвечает руководство. Попытка ввести фактически внешнее управление (Временное правительство) провалилась. Вернее привела к анархии, прекратить которую смогли только антикризисные управленцы - большевики. Собственно говоря, только Сталину удалось вернуть страну к нормальному развитию. Ну, а Великая Отечественная... Слишком мало времени прошло после войны, чтобы историческая память народа (а это не метафора) забыла о ней. Вы бы видели слезы внуков и правнуков, когда их дед возвращается с войны в гробу сейчас. Вот, кстати, к попаданцам в ВОВ я отношусь очень... Не очень хорошо, мягко говоря. Единственный прием, оправдывающий попаданцев в историю - показать ее глазами современного человека. Увы, 90% авторов скатываются в унижение предков. Они и без танков "Т-90" победили. Гораздо ценнее, мое мнение, новая фронтовая проза. Правда, ее гораздо тяжелее писать. Особенно же изумляет, когда разного рода русские нацисты (странное сочетание, да?) начинают писать фигню о союзе Гитлера с СССР. Впрочем, что с дураков взять?
  
   Мне кажется, не только тяжелее писать фронтовую прозу, но еще и... как бы это поточнее выразиться? - неблагодарнее? Ведь последнее время редко встречаются хорошие книги о войне. Каждый видит и пишет ее со своей точки зрения, и редко какой автор задумывается о том, как его творение воспримет читатель. Ну, и еще, по моему мнению, издательства не очень заинтересованы в таких книгах, они остаются невостребованными современным читателем. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
  
   Ну насчет хороших книг... Их вообще мало. Мало было всегда, мало и сейчас. Насчет того, что авторы редко задумываются... Да, это правда. У меня есть свой критерий - когда мама прочитает, что она скажет? Каким вырастет ребенок, прочитавший мою книгу?
   Насчет издательств - вполне себе востребованы такие книги. В России, по крайней мере.
  
   Тогда сам собой напрашивается вопрос - как ваша мама относится к вашим книгам?
  
   Нравится ей. Про "Десантуру" она как-то сказала, что ничего подобного не читала. А мама у меня читать любит. И меня когда-то научила читать. Ну и приятно ей, естественно. Сын становится писателем. Для нашего городка - Слободского - это важно. Кстати, родился и вырос я на улице Грина. Мы с ним земляки  только он романтик. А я гиперреалист.
  
   И вопрос второй - ваш сын интересуется тем, что вы пишете?
  
   Рано ему еще. Он сейчас "Властелина колец" читает.
  
   Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать автор, пишущий в жанре АИ?
  
   Хе  Во-первых, знанием историческим. Которое нужно разделить на два подраздела. Знание общеисторическое - подразумевающее знание законов развития общества - экономических, культурных, исторических. Второе - знание бытовое. Что часто называют - "Железячничество". От цвета петлиц, до особенностей оружейного масла.
   Невнимание к деталям порождает "военную фентезятину". Невнимание к законам приводит к техническому справочнику.
   Второе - законы человеческой психологии. Личностной и, обязательно!, социальной.
   Наконец, третье - законы литературы, законы драмы. Их никто не отменял.
  
   Где вы сами набираетесь этих "бытовых знаний"?
  
   Между всюду и везде  Из книг, из общения с людьми, из личного опыта. Когда я писал "Десантуру", а заканчивал я ее в декабре, взял ММГ "ППШ" и, забинтовав руки, сидел в сугробе, пытаясь набить диск патронами. Делал ночной марш-бросок в 38 километров. Чтобы понять. Чтобы прочувствовать. Писатель должен писать о том, что знает сам.
  
   Алексей, вы часто говорите, что ваши книги - это не совсем фантастика. Точнее, совсем не фантастика. К какому жанру вы сами их относите?
  
   Я их обзываю - гиперреализмом. Коллеги шутливо обозвали годзилкореализмом. Портянки - должны пахнуть, рана должна болеть, с гусениц танка сыпаться земля, от выстрела - закладывать уши. А когда идет дождь - за шиворот сбегает по спине струйка холодной воды. Читатель должен видеть, слышать и чувствовать книгу. Это и есть - гиперреализм. Смешно читать, когда герой книги, не помню у кого это было, на полянке в сосновом лесу, снял сапоги и с наслаждением стал вдыхать сосновый запах. Сразу на ум пришла фраза из песни Андрея Козловского "Здесь сосны не пахнут. А пахнут носки". Еще у одного мальчика от литературы недавно прочитал как "газелька" катается по горам Приполярного Урала. Сразу в печку. Был я в этих местах. Там вездеходы-то застревают. Ну, что требовать от мальчика, у которого гниды летают, а бойцы истекают сукровицей, сиречь, лимфой?
  
   С точки зрения психологии, как вы можете охарактеризовать свою писательскую деятельность: хобби, вторая работа или мания?
  
   Хобби? Нет. Точно нет. Работа? Да. Причем первая, а не вторая. Все остальная работа - вторая. И мания - обязательно. Мне нравится писать. Но надо себя заставлять писать. Муза, вдохновение - это все ерунда. Нет никакой музы, никакого вдохновения. Надо садиться и писать. Заставлять себя. Даже если не пишется, даже если мыслей нет. Надо сидеть - и писать. Стирать. Переписывать. Снова писать. Снова стирать. Снова переписывать. И так, пока не получится хоть что-нибудь. Это работа, да. И мне нравится эта работа. Пока не помру - буду писать. Хотя устаю. Да. И часто одолевают мысли - а не перестать ли? Не. Не имею права. Писать - это не право, это - обязанность.
  
   Я знаю, что недавно (в Кирове?) прошел ваш моноспектакль. О чем он? Как он был принят зрителями?
  
   Моноспектакль... Я его еще не видел. То, что мне говорят... Знаешь, мы тут на Вахте сидели у костра, и я включил ребятам у костра с ноутбука свой "Нерв" в исполнении Льва Габедавы. Девочки плакали. Парни наутро ходили и бубнили про себя: "Я - крепость, веду бой".
  
   "Мы погибнем вчера"
  
   Я понимаю, что вопрос, который я сейчас задам, вам задавали уже не раз. Но мне всегда было интересно, что же толкает автора на написание определенного произведения. Поэтому... Какую цель вы ставили перед собой, начиная писать эту книгу?
  
   Развлечься. Неожиданный ответ, да? Сидели мы как-то у костра в Демянском котле, и вдруг начали рассуждать - а если бы мы попали туда? А об этом нельзя не думать, сравнивая себя с теми, кого сегодня поднимал. Сначала похихикали, а потом я задумался. И понял, что не было бы из нас никаких бравых попаданцев. Воевали бы как все, не более.
   Ваши герои все погибли (заметьте, я не говорю - "Вы их убили"). Причем, погибли, не успев сделать, по большему счету, ничего заметного. Не хотелось оставить кого-нибудь в живых, довести до Берлина, дать дожить до нашего времени?
   Нет. Не хотелось. Причина проста - я не люблю сериалы. У каждой истории должен быть конец. Тем более, они дошли до Берлина. С помощью того самого деда Кирьяна.
  
   Почему Алексея Иванцова (я так понимаю - вашего прототипа) вы убили почти в самом начале книги?
  
   Это я его прототип А чтобы не мешался. Это первое. Второе - как-то считаю стыдным делать супергероя из самого себя? Тем более, в жизни-то я не супергерой. Да и вообще не герой. И, наконец, третье, чтобы сразу ввести читателя в атмосферу войны. Война - это безжалостное чудовище. У войны нет лица - окровавленная морда у нее. Я вообще считаю, что мои книги (все две с половиной ) - они антивоенные.
  
   В вашей книге есть персонаж - Олег Таругин, танкист. Этот герой - тонкая ирония или дань уважения вашему другу и соавтору Олегу Таругину?
  
   И то и другое  Есть место, где я его подначил. Кто знает - тот знает, а больше я ничего не скажу.
   
   Алексей, ваши герои, попав в 1942 год, не пытаются попасть к Сталину, чтобы рассказать ему всю правду о войне. Научить его, как выиграть и закончить войну раньше. Почему вы пошли по такому пути?
  
   Да какой из меня советчик Сталину? Я вот, без гугляндекса, и вспомнить не смогу начало операции "Нордлихт". А про чертежи "калаша" - вообще промолчу. Я ж штафирка гуманитарная. Какой от меня толк? И в стратегиях с тактиками я не понимаю. Вообще, цель книги - и наше поколение тоже может. Те люди, с которых я списывал героев, они тоже смогут. Они не хотят. Но смогут. Пусть читатель тоже подумает над этим вопросом. Сможет что?
  
   В послесловии вы написали, что задумали книгу еще в 2000 году. Почему такой длинной оказалась дорога от задумки до выхода?
  
   Решиться не мог. Никак. Было очень сложно писать - не имея опыта, не имея представления. Были одни эмоции. На них и писал. Сначала была песня, потом рассказ, а потом вот... выродилось...
  
   Не раз слышала об этом от других авторов - я имею в виду то, что у вас в книгах много эмоций, чем они и захватывают. А не тяжело писать на эмоциях? Наверняка, это не слабо бьет по нервам?
  
   Тяжело, но надо. А как иначе-то? Впрочем, я же психолог. Со своими эмоциями умею работать. Вызывать нужные и потом их гасить. Ой, только не спрашивайте - как это? Долго объяснять и мне лень. И, кстати, после окончания работы над рассказом испытываешь чувство... Ну... Сравню его с оргазмом. Чувство освобождения, что ли?
  
   "Найдите тех, кто еще остался..." - это фраза из вашей книги. Как вы думаете, кому это нужно больше - нам, живущим или им, оставшимся в сороковых?
  
   Нам. Однозначно нам. Война начинается там, где про нее забыли. Я не хочу войны. Поэтому приходится о ней помнить и о ней напоминать. А они нам в этом помогают. Это не мы их ищем. Это они нас выбирают. Они - наши ангелы-хранители. Без шуток. Слишком многое я повидал за 15 лет "Поиска".
   "Десантура 1942"
  
   "Иногда я бываю гениален. Особенно во сне" - подпись в одном из ваших профилей. Много сюжетов приходит во сне?
  
   Сюжеты берутся отовсюду. В том числе и из снов. Еда писателя - информация. А она черпается отовсюду. Потом бессознательное мне перерабатывает ее и выдает сюжет. Иногда во сне, а иногда наяву. Сюжет - это не проблема. Проблема - описать его. Вернее, заставить себя сесть работать. А там - уши в уши и работать. Пока не напишешь - не отпустит. Полгода мне снился один и тот же сон - девочка-подросток везет по мертвому городу свою маму на Пискаревское кладбище. На саночках. Написал - отпустило. Потом они живут своей жизнью, иногда появляясь в реальности. Как появляются? Очень просто.
   "Мы погибнем вчера". Есть там один персонаж. Сержант-десантник Павел Колупаев. Я его выдумал. После выхода книги, когда я начал работать с "Десантурой", ко мне в руки попал список погибших той бригады. И я его там нашел. Правда звали его не Павлом, а Петром. Но это еще не все. Родом он из Кирова. И дом его стоял так, что его видно было бы из моего окна. Прямо напротив. Там сейчас хрущевка стоит. А возле нее несколько пней. Больших таких. Могучих. Их спилили, когда сносили старые дома и делали новостройки. Я, иногда, туда приходил и сидя на одном из пней обдумывал сюжет.
   "Штрафбат" - одного из героев, начальника особого отдела майора Харченко, мы придумали с Олегом Таругиным для того, что бы показать нормального человека, а не упыря. Каково же было мое удивление, когда через несколько дней после окончания рукописи первого тома из Севастополя мне сообщили, что начальника особого отдела майора Харченко нашли поисковики и похоронили пару недель назад. А в рукописи я писал, что Харченко родом из Севастополя...
  
   "Десантура 1942" написана по документальным фактам. Вам не хотелось бы встретиться с кем-нибудь их выживших в тех событиях?
  
   Да. Но это, увы, уже невозможно. Впрочем, я с ними потом встречусь обязательно.
  
   Алексей, в нескольких комментариях читателей к вашей книге было высказано неудовольствие слишком натуралистичным описанием поля боя. Как вы относитесь к таким упрекам?
  
   Нормально отношусь. Читатель всегда прав. У каждого свое восприятие, свой мир. Тяжело читать порой. При этом я еще стараюсь минимализировать натуралистичность. Хотите, расскажу в подробностях, как мы поднимали могильник с сотней десантников? Когда лицо стекает с черепа прямо в твоих руках? Санитарное захоронение. Ткани сохранились благодаря почве - тяжелая глина. Не пропускавшая 70 лет воздух. Немцы его сделали в лесу, бросая в яму трупы. Некоторые, впрочем, были еще живые. Тяжелораненые. Один из бойцов стоял в углу ямы. Вытянув руку вверх. Пытался выбраться. Не смог. Придавило трупами.
   Один из комментариев, пришедших мне на почту от читателя, звучал так - это самая пацифистская книга, которую он читал. Книга на самом деле - антивоенная. Война - это страшно. Но еще страшнее не быть готовым к войне. Она начинается там, где про нее забывают.
  
   В книге "Десантура" вы задаете вопрос о том, как воевали восемнадцатилетние мальчишки в таких тяжелых условиях. Вы думаете, наши современники не смогли бы пройти через такие испытания? Не хватило бы духу?
  
   Не знаю. Честное слово - не знаю. Когда я смотрю на "нулевое поколение" - поколение манагеров и офисных хомячков, мне порой становится страшно. Но, с другой стороны, понимаю, что у них есть возможность смочь. Пересилить себя. Я надеюсь на это. Многие из моих друзей и знакомых - точно смогут. И уже демонстрировали это. А про себя я уже отвечал.
  
   В эпилоге вы высказываете надежду, что воспоминания М. Толкача когда-нибудь будут изданы. Но они же были изданы? Вместе с работами еще нескольких авторов в сборнике "Десантники великой Отечественной".
  
   Хе  Так она когда вышла-то? На полгода позже моей книги. У меня в руках была старое издание 1990 года. Рассыпающийся на странички покетбук. Вот я его по странице сканировал, потом отослал в издательство. Саша Ганьков из Самары нашел Михаила Яковлевича и уговорил Толкача на переиздание. Потом он же работал с ним в плане подписания договора и так далее. Я, тем временем, пробивал книгу в издательстве. И - вышла! Чему я очень рад. А как уж Михаил Яковлевич рад! Он сам ветеран войны и долго исследовал историю 1МВДБР. Есть у него и архив писем десантников. Потрясающий человек.
  
   Как он отнесся к выходу вашей книги?
  
   Обрадовался. Я к нему ездил в Самару, жаль, что лично не удалось поговорить. Так получилось. Но обрадовался. Он не знал, что темой десантников интересуются.
  
   Как вы отнеслись к присуждению вам премии имени Чехова за книгу "Десантура 1942"? Что она для вас значит?
  
   Приятно, конечно. Чего кокетничать? Но основное чувство - забавность. Ну, дали медальку. На медальке - Чехов. Мы с ним чем-то похожи внешне. Я ее не надеваю - у меня легкая истерика от смеха начинается от нее. Лучше бы денег дали. Я б на них радиостанцию для поискового отряда купил. Мне вообще эти бирюльки малоинтересны. Я свои медали не ношу. А вот именные часы от генерал-майора Шаманова, командующего ВДВ - мне очень уважительно было получить. Признали за своего. А звание лауреата... У меня этих званий в прошлом было - хоть ведрами черпай. Даже лауреатом Всероссийского фестиваля авторской песни был в девяносто-четверто-лохматом году. Единственный плюс - использую это звание в общении с политиками и чиновниками. Вот, например, сейчас делаем акцию вместе с Михаилом Курашиным, депутатом нашего областного ЗакСобрания. Это "Справедливая Россия", партия у нас такая есть. Их лидер, Сергей Миронов - сам десантник. Закупим книги о войне - новые, современные, не только мои, но и коллег из Международного Писательского Объединения "В Вихре времен" и будем их развозить по школам области. В библиотеки. Вот тут звание лауреата пригодилось. Заодно еще и спектакль по моим произведениям покажем. Так что все эти бирюльки - полезный ресурс, не более.
  
   В вашем писательском багаже также есть две книги, которые вызвали немало возмущений в интернете: "АнтиАнастасия" и "Антипсихология". Почему вокруг них возник такой ажиотаж?
   Гы... А я знаю? Сектанты набегают и ну давай спорить со мной о том, что "надо жить в лесу и кушать волшебные помидоры. А Интернет - это зло". Сами прибегают.
  
   Леша, вы пишете стихи, песни, книги о войне. И рядом с этим - сатирические рассказы о писателе Кактусове. Как возник этот персонаж?
  
   Не только о войне. У меня и сказки есть, и эти... как их... Притчи. Вообще-то они для меня даже важнее. И на них времени и переживаний тратится больше.
   А Кактусов... Ну проснулся как-то, а рядом - ОН!
   Да это пародия на самого себя.
  
   Вы много своих рассказов выкладываете в своем ЖЖ, где каждый может их прочитать просто так. Бесплатно. Не хотите на них зарабатывать деньги? Или они неинтересны издателям?
  
   А смысл на них зарабатывать? Я их для души пишу. Просто так. Давай по-другому вопрос поставим? Сколько ты мне должна за это интервью? Я же на него тоже тратил - время, мысли и прочие движения души?
  
   Сколько в среднем зарабатывает автор на одной книге?
  
   Лично я - 9 рублей с купленного Вами экземпляра. Дальше считайте сами 
  
   Вы написали несколько книг в соавторстве. Я не буду спрашивать вас, с кем вам писалось легче. Спрошу другое - какая специфика работы в соавторстве? Ведь пишут два (а иногда - и больше) человека. Каждый - со своим виденьем сюжета и своими тараканами в голове...
  
   Несколько - это две. В соавторстве. И несколько рассказов. Специфика... Да я тупой, несколько. Начинаю мять под себя. Я могу покивать головой, но... Делаю так. Как решил сам. Со мной сложно работать. Спасибо авторам. Что смогли. Вроде неплохо получилось. А технически... Делаем сейчас с Андреем Русовым повесть "Поколение Победителей". Он рожает сюжетную линию. Делает "мясо". Я его готовлю.
  
   "Семь дней в июне" - это ведь межавторский проект? Как возникла идея написать такое произведение?
  
   А на "Вихре времен" родилась идея. Ну и понеслась душа в рай. Только я настоял, чтобы это был не стратегический проект как у многих. А обычное описание - я на войне. Окопное видение. Как получилось... Читателям решать. На мой взгляд, на 7 из 10.
  
   Это правда, что участия в этот проекте были привлечены форумчане "В вихре времен", до этого не писавшие вообще никогда?
  
   Да. Только кто - не скажу. Но скажу, что один из новичков написал лучше всех.
  
   Ваши произведения занимают определенное место в разных сборниках "В вихре времен". Как-то раз даже услышала мнение: "Ну, раз Ивакин предложил туда свой рассказ, то мне там делать нечего". Как вы относитесь к таким высказываниям? Считаете их признанием вашей профессиональности?
  
   Ой, а ссылочку можно? Нет. Не считаю признанием профессионализма. Писатель должен быть недоволен собой. Иначе он превратится в Лукьяненко. А вообще - это проблема той самой "красной зоны". Прыгать надо выше себя, иначе упадешь. Иначе вообще ничего не сможешь. Если я для кого-то планка - прыгай выше меня. У меня есть свои планки - я должен написать лучше Ремарка. Хемингуэя. Барбюса. Симонова.
  
   Подведем черту...
   Поделитесь проектами, которые сейчас у вас в работе. Я знаю, что ведутся переговоры по поводу экранизации вашей книги "Мы погибнем вчера".
  
   Подтверждаю. Ведутся. О результатах будет сообщено дополнительно.
  
   Уже известны хоть какие-то подробности о будущем фильме? Режиссер, актеры, приблизительное время начала съемок?
  
   Тань, ну какие подробности... Я еще сам ничего не знаю. Кроме пунктов договора. Идет предварительный процесс переговоров.
   (Пока это интервью было в работе, стало известно, что договор подписан и на данный момент пишется сценарий будущего фильма)
  
   И еще один вопрос - Если бы вы сами брали интервью у автора Алексея Ивакина, какой вопрос вы бы ему задали?
  
   Че пить будем?
   А если серьезно - на хрена тебе все это надо?
  
   Некоторые планируют свою жизнь наперед. Кто-то строит планы на месяц, кто-то на день, кто-то сразу на всю жизнь. Как вы планируете свою жизнь? И чего еще ждете от судьбы?
  
   Одессу жду. И она меня ждет. Мой город. Планирую... Я ж психолог. Лекцию по тайм-менеджменту и приоритету целей рассказать? Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
   Краткосрочная цель - интервью доделать.
   Среднесрочная - решить с поиском на май.
   Долгосрочная - переехать в Одессу.
   Глобальная. Ну... А нобелевку получить. Ачоа? Ну а если не получится... Ну и хрен с ним.
   Интервью брала Тanyaversal

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019