Okopka.ru Окопная проза
Михайлова Екатерина
Жизнь в "Эпоху мертворожденных"

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:

Наш собеседник - ветеран Афганской войны, писатель и публицист Глеб Бобров. В качестве литератора он дебютировал с прозой об Афгане, которая была по достоинству оценена не только братьями по оружию, но и всеми, кто не падок на дешевые сенсации и хочет знать правду о той войне. Настоящую литературную славу нашему герою принес вышедший в 2007 году роман "Эпоха мертворожденных", посвященный гипотетической гражданской войне на Украине. Глубочайшее уважение к этому человеку вызывает тот факт, что и сейчас, в условиях относительно мирной жизни, Глеб Бобров по-прежнему остается воином. Только теперь его оружием стало слово...

- Глеб Леонидович, свой литературный путь вы начинали как автор афганской прозы. Можно ли сказать, что опыт боевых действий сделал из вас писателя, или же военные впечатления лишь помогли определиться с жанром?

- В конце 80-х какая-то сумасшедшая энергетика буквально пронизывала воздух. Открывались невиданные возможности самореализации: бизнес, духовные искания, искусство - каждый обретал свой путь. Я же начинал как художник-станковист, однако к началу 90-х разочаровался в постмодернизме и начал писать рассказы.

К тому моменту появилась первая проза об афганской войне. Попавшиеся на глаза тексты просто шокировали: как правило, это был примитивный, псевдовоенный треш в стиле голливудских боевиков. Именно из желания рассказать правду, донести до читателя реальную картину я и взялся за перо. Через пятнадцать лет московское издательство ЭКСМО выпустило сборник "Солдатская сага", куда вошла вся моя афганская проза. Сегодня в Интернете есть два сайта, где публикуется творчество ветеранов локальных войн: okopka.ru и artofwar.ru .

Увы, добиться прорыва нам пока не удалось. Книги читают все меньше и меньше, а времени для такого прорыва осталось совсем мало. Уже через двадцать лет никого из нас не будет. Те, кто доживет, станут стариками, а старики не творят историю. И если мы не продвинем правду о той войне, то наш Афган, как и все остальные "локальные военные конфликты", включая Чечню, будут забыты так же, как герои Бородино, Шипки и Первой мировой. Приведу один лишь пример: сегодня на постсоветском культурном пространстве нет ни одного аутентичного фильма об афганской войне. Тексты есть, да, а вот кино или видеопродукта - нет. Более того, после провальной "9-й роты" Бондарчука-младшего в обозримом будущем не предвидится.

Что касается опыта, в какой-то мере вы, безусловно, правы. Дело не только лично во мне, как в солдате-пехотинце и бывшем снайпере. Возьмите современную русскую прозу, пусть даже не постмодерн, а чистый реализм, и сравните с текстами писателей-окопников. Сразу увидите, что в одном случае, как правило, целлулоидные характеры, высосанные из пальца проблемы, ходульные сюжеты и картонные драмы, а в других - чистая экзистенция, сочащаяся из каждого абзаца, как кровь из сырого мяса.  

Ваш роман "Эпоха мертворожденных" по праву считается культовым. Насколько вероятно развитие описанного вами сценария в свете последних политических событий?

 Роман показывает не "что будет?", а "как будет" если, не дай бог, подобное случится. Все же я писатель, а не пророк.

Что касается вероятности подобного развития событий, то в таких прогнозах существуют целые каскады условий, запускающих сложнейшие многоуровневые цепи событий. Кто, к примеру, пару лет назад мог представить, что Ливия и Сирия потонут в огне гражданской войны? Но так легли карты большой геополитической игры, были запущены цепные реакции, приведшие к тому, что мы наблюдаем сейчас. Причем запущены извне.

Проблема Украины как раз в том, что она, находясь на оживленном европейском перекрестке между Россией и Евросоюзом, никак не определится, куда ей двигаться - к умным или к красивым.

К тому же два десятилетия "незалежности" страна проедала советский потенциал и дерибанила советские же активы. Достаточно сравнить Украину с Польшей, чтобы осознать уровень нашей деградации. Национальная украинская элита со своим неистребимым "нацарювати i втекти" за эти годы установила парадигму общественного развития и социальных лифтов по принципу банановых республик.

Мир, между тем, жесток и прагматичен, ну и, разумеется, ницшеанство наше: падающего да подтолкни. Соответственно, если у тяжелых геополитических фигур возникнет необходимость дестабилизировать Украину, это будет сделано. Помните "помаранчевую революцию"? Ведь совершенно очевидно: одна автоматная очередь в толпу - и закрутилась бы катавасия похлеще югославской.

- Каким образом, на ваш взгляд, нормальные, здравомыслящие люди могут противостоять националистической атаке?

- Вы знаете, я не верю в возможность социальной мобилизации нынешнего украинского общества. Более того, уверен в его неготовности хоть как-то системно противостоять любым деструктивным проявлениям. Общество сегодня разобщено, люди замкнуты на своих проблемах. Стремительно падает уровень культуры, образования, духовности, профессиональной и социальной ответственности. Уже не обязательно уступать место пожилым и беременным, к лежащему на асфальте никто не подходит, а соседи не знают друг друга в лицо. Милиционеры не защищают, медики не лечат, а педагоги не учат. Доминирует один вопрос: "Что мне с этого?"

Как мне кажется, уже пройдена точка невозврата, когда порок - больше не порок, а добродетель - больше не добродетель. Чиновник средней руки живет в трехэтажном дворце, ездит на работу на "лексусе" и четыре раза в год оттягивается на дорогих курортах. Все это видят, и это уже - нормально. Более того, этого чиновника раз за разом выбирают, куда бы он ни баллотировался: он умеет жить!

- Как вы думаете, почему русское движение на Украине слабо, разобщено и не имеет хоть сколько-нибудь значимого общественного влияния, не говоря уже о политическом?

- Во-первых, в России нет понимания того, что она сама обязана формировать политические и общественные силы, работающие в ее геополитических интересах, а также в интересах людей, считающих себя частью русского мира. Именно поэтому так невнятна политика в отношении Украины: российская власть ждет, когда же мы наконец-то самооформимся и выдадим на-гора готовый пророссийский политпроект. Естественно, нет и никакого финансирования. А вот на Западе давным-давно существует очень четкое понимание, какую поросль нужно выращивать на Украине, и они ее системно и целенаправленно растят посредством тысяч ежегодных грантов, обучающих и иных гуманитарных программ.

Во-вторых, в массовом сознании "русских украинцев" нет идеи собственной консолидации. У нас "рядышком" есть большая и сильная Россия, центр "русского цивилизационного проекта", - она, как нам думается, должна помнить о нас и защищать наш духовный, культурный и мировоззренческий выбор.

В этом одна из главных причин того, почему многократно уступающие по численности носители противоположного мировоззрения весьма успешно насаждают свою "галицийскую" идеологию. Они консолидированны, их идеалы, цели и задачи понятны и четко артикулированны. У нас же ничего подобного нет. Сотни невнятных организаций порою с диаметрально противоположными идеологическими векторами - от ряженых казаков до молодых национал-экстремистов всех мастей. Поэтому электоральный вес всего этого маргинального планктона равен половине одного процента.

Если так будет продолжаться, то через одно поколение мы получим страну, где все русские станут украинцами, а через два поколения Россия с удивлением обнаружит у себя под боком откровенно враждебное государство.

- В 2005 году совместно с Константином Деревянко вами была написана книга "Тарас Шевченко - крестный отец украинского национализма". Несколькими годами ранее развенчать миф о "Великом Кобзаре" взялся Олесь Бузина со своим знаменитым произведением "Вурдалак Тарас Шевченко". Но если у Бузины мы видим просто тихого алкоголика, вызывающего жалость, то в вашей версии перед читателем предстает самый настоящий "вурдалак"...

- Главное отличие критики Бузины от нашей в том, что в качестве альтернативы Шевченко мы предложили его современника - великого писателя Гоголя с его христоцентричным мировоззрением. Киевлянин выбросил этот идеал и от себя добавил перцу. Что же касается самого Шевченко, то в первый раз его массированно подняли на знамена большевики, второй раз - украинские националисты. Оба раза из него сделали светоча и духовного отца нации, стыдливо закрывая глаза на мировоззрение этого творца. А суть весьма неприглядна: воинствующий безбожник, русофоб и соционенавистник, что мы методично доказываем на примере тысяч цитат самого Кобзаря и его современников.

Разумеется, эта книга вызвала бурю негодования у национально озабоченной части страны. Были многочисленные угрозы, но все окончилось ничем. Для суда нужны аргументы, а наша книга, повторюсь, более чем наполовину состоит из цитат, в которых объект исследования раскрывается во всей красе. Крыть было нечем, и все вопли о судебном преследовании сами собой тихо сдулись.

- В этом году увидел свет новый плод вашего совместного творчества с Константином Деревянко - "Украинка против Украины". Расскажите об этом произведении.

- Действительно, 9 ноября в Луганске была представлена новая книга "Украинка против Украины", в которой впервые дан критический анализ творческого наследия Леси Украинки. Здесь мы продолжаем доказывать тот факт, что современное украинское государство избрало духовными лидерами тех, кто на протяжении всей своей жизни и творчества активно продвигал идеи богоборчества, национальной ненависти, а также, как впоследствии выяснилось, успешно призывал "к топору".

Националистов все эти факты ничуть не смущают. Вот что, например, утверждал в свое время видный украинский филолог Микола Зеров: "Це антихристиянська проповідь та майже поганський культ природи". А мы, в свою очередь, наглядно демонстрируем, что это еще и практически марксистский призыв к классовой борьбе и классовой ненависти. Кровь революции и Гражданской войны лежит, в том числе, и на этих вот "митцях".

- Если на секунду представить, что в мире не существует войн и политических разногласий, лжегерои и псевдогении развенчаны и никому не интересны, - продолжили бы вы заниматься литератур ной деятельностью? И если да, то о чем бы писали?

- Я бы нашел себе более мирное занятие. Кому нужен старый солдат, если нет войны!

Беседовала Екатерина МИХАЙЛОВА (с) Донецкий кряж



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Печатный альманах "Искусство Войны"
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на Okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с) Okopka.ru, 2008-2013