Один святой жизни человек как-то заметил, что люди в основном делятся на две группы, которые он условно назвал пчёлами и мухами. Первые облетают весь луг, наполненный навозом, находят единственный цветок и собирают с него нектар, улетая с этого навозного поля обогащенными. Мухи же усердно летают над лугами, усеянными душистыми цветами, чтобы найти навоз и там успокоиться. Может, поэтому критики так востребованы в России в наше несовершенное время подъема духовности и падения нравственности?
Критиковать сейчас модно всё. Ругают власть, ругают Церковь, ругают демократию и молодежь. Кто-то просто ругает, кто-то дерзает предложить свое видение выхода из проблемы, но мало кто готов изо дня в день смиренно и тихо трудиться на своем посту, не ожидая награды, славы и уюта в будущем...
***
Честно признаюсь - фильм "Мы из будущего" режиссера Андрея Малюкова, недавно вышедший на киноэкраны, меня не только "зацепил", но и слегка насторожил. Я как-то побаиваюсь фантастики на такие близкие темы, как Великая Отечественная Война. Это сродни фантазированию на духовные темы - очень легко перейти ту грань, которая отделяет развлечение от кощунства.
И действительно, придираться тут можно долго. Но фантастика, хоть и историческая, тем и отличается от документального и исторического кино, что не обязана в точности отвечать историческим реалиям. И главная задача тут мне видится не в том, чтобы абсолютно точно передать быт и образ жизни сороковых, а в том, чтобы адекватно донести до зрителей тот посыл, тот призыв, который очевидно присутствует в фильме. Поэтому, как мне кажется, несмотря на множество наивностей, нелепостей и натянутостей, создатели этой картины смогли удержаться от кощунства.
Как священник и как гражданин своего великого Отечества, я очень рад и этому конкретному фильму, и тому, что в последнее время стали такие фильмы появляться. Рад, что на живых и доступных примерах наша молодежь и, уж чего греха таить, люди среднего возраста, нахлебавшиеся "даров" перестройки, приобщаются к славным страницам нашего прошлого, к истории не оболванивающей, а назидающей, собирающей, преображающей.
Рад, что появляется хотя бы стремление (и тут уже для меня не так важно, насколько "по-голливудски" красиво оно оформлено) дать современному поколению образцы для подражания, взятые не из американских боевиков, а из нашей родной истории.
К тому же, в отличие от многих других современных российских фильмов, "Мы из будущего" наполнен легко читаемыми христианскими символами. Это и погружение в темные воды, как образ смерти и крещения, и многочисленные образы храмов, и идея обязательного погребения. Вот старшина украдкой читает молитву над усопшими, а вот бывший скинхед возможно впервые в жизни произносит в экстремальной ситуации "Господи!...". Даже само название при желании может быть прочитано эсхатологично, т. е. в перспективе Второго Пришествия, "жизни будущего века", которой мы чаем и ради которой многое терпим в своем несовершенном настоящем.
И это наводит меня на мысль, что задача создателей фильма не просто поднять патриотический дух молодежи накануне Дня Победы, а попытаться разбудить нас. Попытаться напомнить о других измерениях жизни, в которых наши доблести и способности смехотворны, а то, что мы привыкли не замечать и не ценить, способно сохранить жизнь и духовное здоровье и нам, и нашим близким.
Ведь в наше время День Победы, всегда попадающий на светлые пасхальные дни, это не только искренний общенародный праздник победы над немецкими оккупантами, а один из немногих островков здравого смысла, еще оставшихся в бушующем море современных страстей, жажды наживы, разврата и предательства. Предательства своей истории, предательства своей веры, а в итоге - и себя и своего Отечества.
***
Большинство наших "продвинутых" соотечественников предпочитает жить своей жизнью, укрепляя свое здоровье в тренажерных залах, повышая своё образование в престижных, а то и заграничных колледжах, питаясь только "правильными" продуктами. В Отечестве они видят только защиту своих личных интересов, в Церкви - удовлетворение немногочисленных личных религиозных потребностей, а в семье возможность оставить "правильное" потомство, которым можно гордиться перед соседями и друзьями, которых в свою очередь не особо уважаешь.
Выветривается идея служения, уступая идеологии потребления. Всё чаще окружающий мир воспринимается как гигантский супермаркет, где мы платим, получаем, и никому ничего не должны, а только все вокруг должны нам.
Люди предпочитают бесконечное посиделки за компьютерными играми или перед бодро вещающим об очередном футбольном матче телевизором простому человеческому общению.
Походы в магазины в воскресное утро заменяют многим молитву в храме. Каждый привыкает жить лишь для себя, а общие понятия - Родина, Церковь, семья - привычно остаются на периферии сознания.
Человек прячет голову в бизнес или компьютер и предпочитает не замечать мир вокруг себя, либо стремясь к наживе, к легкому доходу, который бы не помешал продолжать такой же эгоистический образ жизни, либо просто боясь принять реальность этой жизни, боясь понять, что он не одинок.
Так неужели то яркое внешне и такое пустое будущее, т.е. наше настоящее, о котором говорится в фильме, совсем потеряло и свою память, и свой смысл? Неужели наш удел вскоре стать тусклым и негероическим прошлым? Неужели мы станем такой эпохой, в которую никто не будет мечтать вернуться? Неужели наши дети и внуки не будут играть в наше настоящее, как мы играли в наше прошлое?
К сожалению, к этому мы тихонько подходим. И если не почувствуем важность "отвлеченных" понятий - Бог, Церковь, Родина, семья - ничто нам не поможет, даже вступление в ВТО.
Мы погибнем и как нация, и как Государство, если только с пользой не вспомним свои корни. Если только не вылезем из бесконечных компьютерных "стрелялок". Если только сможем жить настолько честно, чтобы посметь взглянуть в глаза нашим старикам. Если только не останемся на всю жизнь мухами, недостойными своего Отечества, а найдем силы быть пчелами, трудящимися ради неосязаемого, но не менее реального, чем свой желудок и карман...
***
В финале фильма вернувшиеся в Питер ребята, стоя у Казанского кафедрального собора, перенесшие боль потери, и совсем не в переносном смысле рисковавшие своими жизнями за Россию, видят горстку неонацистов, праздно и нагло торчащих у перекрестка.
Комок подступает к горлу юношей, сжимаются кулаки, суровеет взгляд. Но почему-то понятно, что драки тут не будет - она ничего не изменит. И понятно, что многое может изменить возвращение к Храму, не случайно ясно видимому позади ребят.
Ведь невозможно жить по-прежнему, если ты проснулся...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019