Okopka.ru Окопная проза
Игумен Силуан (Туманов)
О Новом Годе

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:


О праздновании христианами гражданского Нового Года

   С "новым гадом"?
   Приблизилось празднование гражданского Нового года, и в Церкви вновь оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?
   Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового "гада": мыши, крысы, свиньи и пр. скотских красот буддистского календаря.
   С другой стороны в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство - праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.
   Для большинства неверующих россиян все календарные восточные "гады" - лишь милая экзотика, а праздник - повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.
   Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.
   Но ведь пост идёт?
   Во-первых, строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино (отметим, что для мирян духовники всегда делали послабление пищевой строгости Устава, написанного для палестинских иноков) начинается со 2-го января.
   Во-вторых, здесь сразу надо отметить, что для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный - календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по "совершенно церковному" поводу, на "законных основаниях" уничтожая килограммы колбасы и салатов и всю неделю вместо ликования в храме мучиться от похмелья и переедания. Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.
   Поэтому для христианина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Морепродукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не проблема, смотреть телевизор или нет - во многих семьях смотрят только обращение Президента, и первые несколько минут развлекательных программ. Затем продолжается живое общение, а "ящик" лишь жужжит фоном для беседы или выключается вовсе.
   Иными словами - можно отпраздновать вместе с невоцерковленными родственниками Новый Год и не нарушить Устава Церкви.
   Только надо добавить очень важную часть празднования - молитву. Ведь для христианина праздник это повод для сугубой молитвы. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение, наш христианский долг и перед собой, и перед своими неверующими соотечественниками. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.
   Есть даже храмы, где за последние годы сложилась традиция служить литургию прямо в ночь с 31 на 1-е января, за которой желающие могут начать Новый Год причащением Святых Христовых Таин. По моим наблюдениям, в эту ночь бывает до 20 причастников. Многие приходят целыми семьями, с детьми разного возраста, а затем в трапезной храма вкушают постную трапезу с шампанским и доброй беседой начинают новогодние торжества, которые потом переходят из храма в дома прихожан.
   Преображающая сила Церкви
   Итак, для нас важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.
   Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.). Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день "непобедимого солнца", и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств. Для Церкви каждый день - это полноценный праздник пришедшего в мир Христа Спасителя, поэтому любой день наполняется при необходимости тем или иным миссионерским содержанием для удобства обучения членов Церкви основам веры и благочестия.
   Поэтому стоит не разражаться гневными обличениями в адрес новомодных праздников, отдаляясь от наших соотечественников и закрывая от них богатство и красоту Православия, а молиться в эти дни, помня, что мы сами недалеко от них ушли и в вопросах нравственности, и в любви к Богу.
   Наше свидетельство о Православии должно выражаться в стремлении к осмысленной молитве в храме, хорошем знакомстве со святоотеческим наследием, знании церковных канонов и установлений и применении их в послушании священноначалию.
   По моему мнению, надо Евхаристически преображать суть новых праздников, разумно празднуя "Новые Года", "Восьмые Марта" и "Дни Святого Валентина". И тогда даже не придется искусственно переносить суть этих праздников (начало года, уважение к женщинам, радость влюбленных и пр.) на другие дни. Нужно дать возможность маловоцерковленным людям придти в эти дни в храм, услышать доброжелательную проповедь, почувствовать дух Любви Христовой и радости. И если люди почувствуют нашу любовь, проникнутся доверием к своим пастырям, то и праздники будут ими праздноваться по-другому.
   Языческая и нехристианская шелуха с этих праздников спадет, и мы будет поздравлять друг друга не с новым "гадом", а все мы встретим новый гражданский год в единении веры и молитвы.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019