Okopka.ru Окопная проза
Карбань Владимир
Искусствовед Владимир Карбань: Сборник "Время Донбасса" стал индикатором высокой литературной культуры

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:

Искусствовед Владимир Карбань: Сборник "Время Донбасса" стал индикатором высокой литературной культуры

О литературном сборнике "Время Донбасса" как свидетельстве высокого развития культуры Республик в ее наиболее идеологизированной форме - художественной литературе - ЛИЦ рассказывает известный луганский искусствовед, старший научный сотрудник Луганского художественного музея Владимир Карбань.

Когда мне предложили написать рецензию на сборник "Время Донбасса", я легко согласился. "Что может быть проще?" - думал я. Ну, отмечу, как обычно, возросший художественный уровень некоторых писателей, ну, пожурю других за мелкотемье, отрыв от жизни, бедность лексики, да мало ли за что, и дело с концом. Но вот уже давно прошли сроки сдачи рецензии, а книга по-прежнему не отпускает меня, захватывая до сердечной боли остротой поднятых проблем. Как стало возможным то, что произошло с нами в последние два года, кто в этом виноват, можно ли простить за содеянное, как победить, сохранив человечность - эти и другие вопросы поставлены и разрешаются художественными средствами в изданной Луганской писательской организацией книге.

Всего в ней представлен 71 автор прозы, стихов и драматургии, разных по своему жизненному опыту и пониманию миссии художника. Редакторам книги (руководитель проекта Глеб Бобров, литературные редакторы Владимир Олейник, Александр Сурнин, Андрей Чернов) удалось из этого многообразия талантов создать не разнородную мозаику, а скорее многоцветный ковер. Причем, в книге не только голос самого Донбасса, но и слово о Донбассе, поэтому так органично смотрятся здесь работы писателей России.

Поэзия, как вид литературы, обладает наибольшей оперативностью в своей способности откликаться на малейшие душевные и интеллектуальные импульсы. Стихи сборника представляют широкий спектр таких реакций, от чисто рефлекторных, состоящих из первичных элементов отчаяния, страха, боли, гнева, ненависти (таких, впрочем, здесь мало) до высокой степени обобщения, включающего события современности в широкий исторический или мифологический контекст.

Иногда говорят, что искусство - это не врач, а боль. После знакомства со стихами сборника позвольте в этом не согласиться. Многие из них обладают терапевтическим эффектом, по-настоящему утешают, и то, что называется, "врачуют", дают уверенность в правильности избранного пути.

В условиях общественных катаклизмов актуализировались старые полузабытые традиции гражданской лирики, старые жанры инвективы, плача, молитвы, гимна. Особенную, непреходящую ценность составляет здесь опыт отечественной лирики периода Великой Отечественной войны, обогащенный техническими приемами поэзии 21-го века. Может быть, скажу страшную вещь, но именно последние военные события на Донбассе наполнили нашу поэзию важным общечеловеческим содержанием, приблизили поэтов к тем проблемам и болям, которыми живет народ.

Характерно, что общность позиций авторов, их мировоззренческое сходство в главном не отменили удивительного разнообразия их творческих стратегий, их психологического и чисто писательского облика. И мы уже никогда не забудем и не спутаем индивидуальность манер Марины Кудимовой и Елены Заславской, Александра Сигиды-мл. и Вадима Десятерика, Анны Долгаревой и Светланы Сеничкиной. Ставя поэтическое творчество последних двух лет в широкую историческую ретроспективу можно с уверенностью сказать, что поэзия Донбасса переживает период роста, возмужания, взлета, период, который неизбежно даст свои плоды в жанре крупной формы, приблизит поэзию к читателю и станет подлинным голосом самого народа.

Значительным художественным явлением художественной жизни Донбасса представляется пьеса председателя Союза писателей ЛНР Глеба Боброва "Оглашение Крама" (Крам - это анаграмма имени Марк). Ее отличает глубина поднятых проблем, экзистенциальная важность их решений. Правда, это скорее пьеса для чтения, потому что даже читать о всех пытках, зверствах и мучительствах, которым подвергает один человек другого, почти невозможно без душевного содрогания, а уж слушать об этом со сцены будет выше сил человеческих, ибо слово, произнесенное вслух обладает большей суггестивной силой, чем слово, прочитанное про себя.

В пьесе два героя - Яков Левитин и Марк. Такие имена с откровенными евангельскими аллюзиями сразу переводит повествование из обыденного в некий высший, экзистенциальный план, где действуют законы Греха и Воздаяния. Экспозиция застает героев в камере смертников тюрьмы Службы безопасности Украины. Исподволь, как бы ненароком, их обмен репликами превращается в обоюдную, взаимную исповедь, в которой раскрывается вся картина их дел и помышлений за последние 25 лет. И нужно сказать, картина эта довольно неприглядна, хотя каждый из нас наверняка узнал бы себя в этих исповедях. Жестокость, пренебрежение и черствость к детям, обман и нечестная конкуренция в бизнесе, измены в семейной жизни, похоть и жажда неправедной наживы - вот из чего, по мысли автора, состоит наша жизнь и в свете этого все страшные события последних лет уже не выглядят, как что-то случайное, а наоборот могут пониматься, как своеобразное воздаяние. В конце пьесы происходит пусть непрямое, пусть косвенное оглашение Марка - ритуал приобщения его к таинствам христианского учения, но такое же приобщение получает и сам читатель.

В каком бы жанре не работал Иван Донецкий (писатель из Донецка, в настоящее время живет в Ростовской области) - драматургии или прозе, публицистике или сатире, его преследует одна главная задача - воссоздать донецкий характер в его основных, определяющих чертах: трудолюбии, скромности, но и твердости в отстаивании своего "я", неуступчивости, особой донецкой гордости, любви к родному краю. Но как строгий, неподкупный аналитик, автор видит и опасные приметы коррозии, которым подвергается "донецкий человек" в лице некоторых своих представителей. Мучит его острый гамлетовский вопрос - не победит ли Донецк-ворующий Донецк-воюющий (пьеса "Пески", очерк "Два Донецка").

Пожалуй, самый запоминающийся образ всей книги - Док, доктор из новеллы Вениамина Углева "Репортаж". Он импульсивный, открытый, живой, настоящий. Но главное, он человек долга - врачебного, воинского, человеческого. Причем, долг, в его понимании, - не какая-то ему навязанная обязанность, а внутренний стимул, побуждающий его к действию.

Сознание человека устроено таким образом, что свои действия он соотносит, сверяет с какими-то важными событиями прошлого, которые становятся архетипическими образцами. Раньше арсеналом таких событий была Библия. Для современных защитников Донбасса таким образцом правильного действия стала Великая Отечественная война. Если они (наши предки) смогли, то и мы сможем, должны смочь - таков ход их мыслей. Такая парадигма действий и взглядов стала сюжетом рассказа Алексея Ивакина "Кальсоны".

Пафос серьезности и драматичности, господствующий в сборнике, слегка разбавлен циклом очерков Андрея Кокоулина "Украинские хроники", в которых появляются ноты насмешки, сарказма, гротеска. Этими красками обрисованы вояки на той стороне фронта.

Подлинным украшением сборника служат два рассказа известных московских писателей - Сергей Шаргунова и Германа Садулаева. Рассказ первого "Свой" - яркая импрессионистическая зарисовка, в которой короткими, лапидарными фразами обрисованы место и время действия - просека в лесу, бой под Донецким аэропортом, и само событие - гибель главного героя, молодого московского парня Ильи. Но в этот минишедевр изобразительности автор сумел вложить и важные смыслы о целях этой войны, о ценностях, отстаиваемых в ней, причем сделал он это не декларативно, не в форме манифестов, а просто и понятно, с помощью реплик, чуть ли не междометий, а главное действий персонажей рассказа.

Закончить свой обзор сборника "Время Донбасса" мне хотелось бы рассказом Германа Садулаева "Волчье Брюхо и Сын Возницы", поскольку он имеет такой просветляющий, примиряющий финал. Его герои, кришнаиты Карна и Бхима, участвуют в этой войне на Донбассе по разные стороны фронта. Каждый из них попадал в плен к противнику и тогда его визави из соседнего стана помогал своему товарищу по религиозной общине обрести свободу. Во время встреч они вели жаркие споры о том, какая из сторон конфликта ведет справедливую войну. Оказывается, Кришна благословляет воинов, защищающих Родину. Но что есть Родина? Украина - это Родина? Бесспорно. И с точки зрения международного права она обязана отстаивать свой суверенитет. Но ведь и Донбасс - Родина для тех, кто здесь живет и трудится, кто полил эту землю потом и кровью, и его жители имеют право самим определять формы своей жизни согласно их представлениям о должном. И если эта коллизия может и должна обсуждаться, то необсуждаем запрет стрелять в мирных людей, разрушать их дома, школы и больницы. Осознав свое призвание, Карна и Бхима, возвращаются в молельный дом Луганского "общества сознания Кришны" и начинают вести благотворительную работу, помогая всем обездоленным. Конечно, это не политическое решение конфликта, а только обретение своего пути в нем, но ведь на том свете каждый будет отвечать только за себя.

Уже два года строятся молодые Республики - ДНР и ЛНР. Многое сделано для их укрепления и развития, еще больше предстоит сделать. Главный индикатор выживаемости любого народа - наличие и развитие культуры. Именно культура является органом, определяющим жизненные смыслы и ценности, пути и цели развития. Без культуры народ теряет ориентиры, превращается в аморфную массу, объект политического манипулирования. Сборник "Время Донбасса" - свидетельство высокого развития культуры Донбасса в ее наиболее идеологизированной форме - художественной литературе.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2015