Okopka.ru Окопная проза
Ручкин Виталий Анатольевич
Легенда Сталинградской Гаи

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об участнике Сталинградской битвы

Легенда Сталинградской ГАИ

Есть люди, которые после себя надолго оставляют добрую память. К их числу можно отнести участника Сталинградской битвы, ветерана органов внутренних дел Волгоградской области Михаила Федоровича Юричева. Его жизненный путь пример достойного служения Отечеству, особенно в поворотные моменты судьбы государства.

Михаил Федорович родился в 1911 году в г. Царицыне. Четырнадцатилетним подростком начал обучение в Царицынской школе фабрично-заводского ученичества. В 1929 году поступил на рабфак (автодорожное отделение) в г. Астрахани, по окончании которого по комсомольской путевке был направлен в органы милиции г. Сталинграда. Службу начинал следователем уголовного розыска. Вскоре, в октябре 1936 года, его переводят в только что образованную автомобильную инспекцию на правах отдела в составе Сталинградского управления милиции. В этот период в стране шло становление новой службы Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Созданная вначале в системе управления шоссейных и грунтовых дорог, эта служба в марте 1936 года была включена в состав Рабоче-крестьянской милиции НКВД, а 3 июля этого же года утверждено первое положение о ГАИ. Михаилу Федоровичу Юричеву довелось оказаться первопроходцем новой службы НКВД Госавтоинспекции, организовывать которую приходилось с ноля.

В 1937 году сотрудники Сталинградской ГАИ уже провели первый годовой технический осмотр всего автотранспорта. В предвоенный период под руководством первого начальника отдела ГАИ области Н. П. Кучугина новая служба в структуре милиции выросла количественно и существенно укрепилась качественно. В указанное время М. Ф. Юричев работал в должности старшего госавтоинспектора.

С началом Великой Отечественной войны перед сотрудниками ГАИ круг задач существенно возрос. Наряду с ранее имевшимися появились и новые особые функции: сотрудники принимали шоферов и автомобили, организовывали и контролировали ремонт и направляли их через райвоенкоматы на фронт. С его приближением к Сталинграду М. Ф. Юричев был зачислен в ряды 10-й дивизии НКВД. До подхода немецких войск к городу он и его сослуживцы не покидали свои посты, работали практически круглыми сутками. Являясь членом мобилизационной комиссии при военкомате, Михаил Федорович, что называется, не слезал со своего мотоцикла, постоянно курсировал из одного автохозяйства в другое, исполняя решения комиссии. К тому же он был и начальником транспортной службы в штабе МПВО. Ему поручили обслуживать северную часть Сталинграда, так называемый металлогород (в него входили поселки заводов СТЗ, Баррикады и Красный Октябрь). Он хорошо знал этот район, все расположенные там автохозяйства и людей. Основная его задача заключалась в том, чтобы максимально эффективно организовать работу автотранспорта, доставлявшего боеприпасы на фронт и отвозившего раненых в глубь области. Многие вопросы приходилось решать самостоятельно.

Фронт неумолимо приближался к городу, вести по радио звучали все тревожнее, обстановка вокруг становилась напряженней. Михаил Федорович вспоминал: Лично для меня слово фронт стало совсем осязаемым с 23 августа 1942 года. Помню очень жаркий августовский день. К гаражу тракторного завода подъехал автомобиль. Вижу, как вышел из него лейтенант Красной Армии. Он был ранен, наспех наложенная повязка промокла от крови. До сих пор слышу его голос: Фашисты прорвались севернее тракторного завода Танки идут к Волге. Где райком партии или райисполком?. Проводил я лейтенанта и помчался на мотоцикле сообщить тяжелую новость начальнику 8-го отделения милиции, который немедленно отправил меня с донесением в областное управление милиции.

Жаркие в прямом и переносном смысле август и сентябрь 1942 года наиболее памятны для него. Начались сплошные бомбежки Сталинграда, город лежал в руинах, все вокруг горело, были разрушены водоснабжение и телефонная связь. С ее отсутствием Михаил Федорович стал связным между командным пунктом управления и милицейскими коллективами северной части города. Практически ежедневно приходилось мчаться на мотоцикле от тракторного завода в центр города на КП управления с донесениями или устными докладами об обстановке в северной части Сталинграда, а с КП везти приказы. Вокруг шли бои, свистели пули, рвались бомбы, снаряды, все горело, а он летел на своем стальном коне сквозь пожарища по разрушенным улицам города, выполняя порученные ему задания. Его не раз вышибало из седла мотоцикла, но, несмотря на контузию, поднимался и доводил до конца приказ командования. Михаил Федорович всегда ехал с песней, чтобы заглушить разгулявшуюся вокруг пляску смерти и огня, придать себе уверенности. Пел во все горло, что песня строить и жить помогает, слушая только собственный голос. Зачастую товарищи узнавали о приближении связного по услышанным словам его песни. Впоследствии он неоднократно подчеркивал, что ему становилось легче еще и от того, что, несмотря на жесточайшие бомбежки и артобстрелы, жизнь города не прекращалась: сталинградцы стойко несли гражданскую и военную вахту. На улицах пылающего города всегда можно было встретить и коллег орудовцев, не покидавших свои посты и регулировавших движение.

Помимо донесений М. Ф. Юричеву пришлось доставлять еще и листовки в городской комитет обороны. В результате очередной бомбардировки была разрушена областная типография, и листовки с обращением к населению стали печатать в типографии тракторного завода. Однажды он ехал на мотоцикле с мешком листовок за плечами и на его пути напротив завода Баррикады возник огромный пожар: вдоль дороги горели разбомбленные пакгаузы. Все объято морем огня, объехать негде. Решил рискнуть: закрыл лицо фуражкой и на полном ходу проскочил через пламя.

Случались ситуации и серьезнее. Как-то раз он попал в полосу бомбежки. На пути движения возник огненный столб, взрывной волной его отшвырнуло на несколько метров. Спустя минуту очнулся и, первым делом, ощупал себя: руки, ноги целы, голова гудит, но на месте, мешок с листовками за плечами. Повел глазами и поодаль увидел лежащий мотоцикл. С большим трудом поднялся, завел мотоцикл и поехал дальше, в штаб. И так день за днем, рейс за рейсом.

Уже после войны, в канун сорокалетия ГАИ, начальник госавтоинспекции УВД Волгоградской области М. Каймачников, отмечая героические вехи биографии этой службы, в одной из областных газет писал: Когда шли кровопролитные бои в самом Сталинграде, многие сотрудники ГАИ были связными командного пункта городского комитета обороны с военным командованием. Особенно отличились смелостью и мужеством М. Ф. Юричев, С. И. Кузин, Г. А. Конычев, И. В. Донсков.

В осажденном городе всякое случалось. Михаил Федорович, повинуясь гражданскому долгу, спасал детей из огня, вытаскивал из-под завалов пострадавших. Позднее в своих воспоминаниях он отмечал: Помню и такое. Еду как всегда в центр. Слева горит дом, зажженный бомбой. Вдруг женский крик. Подбегаю. Оказывается, в горящем доме остался ребенок. Бегу по лестнице в дыму. Добираюсь до квартиры на втором этаже, с трудом нахожу под кроватью насмерть перепуганную девчушку лет пяти. Вручил ее матери и снова помчался на мотоцикле.

Конечно, быть связным это не единственная задача, которую приходилось решать М. Ф. Юричеву в осажденном Сталинграде. Он продолжал находиться при штабе МПВО даже тогда, когда связь с КП управления прервалась и в центр города стало практически невозможно проехать. Ему была поставлена задача поддерживать связь между штабом МПВО и воинскими подразделениями. Он хорошо знал многих командиров в лицо, по их просьбе часто выполнял различные задания. При нем, как всегда, находился его надежный помощник мотоцикл.

Чаще всего Михаилу Федоровичу, как знатоку этой местности, приходилось быть проводником, особенно при переброске воинских подразделений с одного участка обороны на другой. Он встречал воинские части во время их переправы через Волгу, неоднократно попадая при этом под вражеские обстрелы. При подходе немецких войск вплотную к заводам Баррикады и Красный Октябрь координировал передвижение наших воинских подразделений. Оказавшись на территории цехов, вместе с бойцами отбивал атаки фашистов, освобождая заводы от прорвавшегося к ним врага.

Однажды ему довелось быть проводником отряда матросов на Мамаев курган. Не имея возможности вернуться обратно, М. Ф. Юричев несколько суток бок о бок с краснофлотцами дрался за главную высоту России. Тогда он воочию убедился, как немцы панически боялись бесстрашных воинов в черных бушлатах, с криками Полундра! устремлявшихся на врага.

В этот период в управлении милиции его посчитали без вести пропавшим. Пришлось с трудом пробиваться к своим со справкой, подтверждающей, что он находился на выполнении боевых заданий штаба МПВО.

Михаил Федорович был и разведчиком, вылавливал шпионов и диверсантов. Учитывая, что до войны он прошел парашютно-десантную подготовку, его с товарищами несколько раз забрасывали в тыл немецких войск с разведывательно-диверсионными целями. Как-то при возвращении с подобного задания его и капитана милиции И. А. Саютина остановил наш патруль и потребовал документы, которых у разведчиков в тот момент, естественно, не могло и быть. Чудом милиционеры М. Ф. Юричев и И. А. Саютин не были расстреляны на месте как вражеские диверсанты согласно действовавшим тогда суровым законам военного времени (К сожалению, капитан милиции Иван Андреевич Саютин погиб уже после войны 25 июля 1948 года при задержании преступника.)

 []

Капитан милиции Иван Андреевич Саютин.
Погиб на боевом посту 25 июля 1948 года

В конце 1942 года М. Ф. Юричев был связным между аппаратом управления милиции, располагавшегося в Ленинске, и одним из командных пунктов, находившихся в районе Судомойки. И там приходилось выполнять задания под бомбежками, которые, по его мнению, не шли ни в какое сравнение с теми, что ранее пережил в Сталинграде.

В город он вернулся в январе 1943 года. Там еще шли бои, а их группа сотрудников милиции, возглавляемая начальником 8-го отделения К. А. Костюченко, уже начала наводить порядок в окрестностях тракторного завода.

Михаил Федорович с товарищами 2 февраля 1943 года, выполняя задание на тракторном заводе, оказались свидетелями пленения командования северной группировки немецких войск, размещавшегося в подвале сборочного цеха. Вот как он вспоминал об этом эпизоде: До сих пор помню землисто-черное лицо немецкого генерал-полковника, шедшего первым. Старается держаться спокойно, сохранять выправку, но в оловянных глазах животный страх.

Еще какое-то время звучали отдельные автоматные очереди, потом редкие пушечные выстрелы, и, наконец, наступила необычайная, долгожданная тишина. Тишина, как подчеркивал М. Ф. Юричев, в полном смысле слова завоеванная кровью.

Михаил Федорович был участником Сталинградской битвы, по сути, с первого и до последнего ее дня. Он принял первый бой под Сталинградом в районе Разгуляевки, а 2 февраля следующего года с огромным удовлетворением наблюдал процедуру капитуляции фашистской верхушки и ее побитого воинства.

В книге Битва за Волгу, опубликованной Сталинградским книжным издательством в 1958 году, говорилось: Вместе со всеми защитниками Сталинграда, вместе со всеми трудящимися работники милиции были уверены в победе Красной Армии и во имя этой победы не щадили ни сил своих, ни жизни своей. Геройски проявили себя заместитель начальника уголовного розыска Федор Емельянович Клочков, начальник городского отдела милиции Константин Андреевич Бирюков, работники областного управления Г. А. Симакин, М. Ф. Юричев и другие.

Совершенно справедливо среди героических сынов Отечества мужественных защитников Сталинграда назван и Михаил Федорович Юричев. Родина по достоинству оценила его ратный труд, наградив орденом Красная Звезда, медалями За боевые заслуги, За оборону Сталинграда.

По окончании Сталинградской битвы он остался в родном городе, восстанавливал его, налаживал работу транспорта, продолжая служить в областном ГАИ. В 1966 году М. Ф. Юричев возглавил образованный в структуре госавтоинспекции специальный эскортный взвод. Он предназначался для сопровождения самых именитых гостей города, поэтому его сотрудники оттачивали каждое движение и по синхронности их исполнения и по своей выучке не уступали роте почетного караула. В разные годы взвод сопровождал делегации глав различных государств (Шарль де Голь, Индира Ганди, Фидель Кастро и др.), членов Политбюро КПСС, а также американских астронавтов участников знаменитой космической пилотируемой программы Союз-Апполон.

С выходом в отставку Михаил Федорович, как человек деятельный и неравнодушный, вел активную работу в ветеранской организации УВД Волгоградской области. Он стал инициатором создания и первым председателем организации ветеранов ГАИ Волгоградской области.

Михаила Федоровича Юричева не стало 7 февраля 1997 года. С уходом этого легендарного человека его доброе имя и героические дела продолжают жить в благодарной памяти молодых поколений сотрудников органов внутренних дел. В 81-ю годовщину со дня образования ГАИ, 3 июля 2017 года, в здании управления ГИБДД Волгоградской области был открыт музей истории госавтоинспекции, в котором особое место среди экспонатов занял мотоцикл М. Ф. Юричева, верно служивший ему во время Сталинградской битвы и в последующие годы. Кроме того, в музее ГУ МВД России по Волгоградской области среди многих сотен экспонатов в отдельную экспозицию выделен китель и бюст подполковника милиции М. Ф. Юричева (автор работы скульптор М. Д. Павловский). Оригинал же бронзового бюста хранится в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова.

Во истину сказано: по делам и честь!

 []

Подполковник милиции М. Ф. Юричев

 []

Мотоцикл М. Ф. Юричева в музее истории ГАИ Волгоградской области

 []

Китель и бюст М. Ф. Юричева

в музее ГУ МВД России по Волгоградской области


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019