Равиль Нагимович Бикбаев родился 29 августа 1961-го года в Астрахани. Семья обеспечила его детство любовью и вниманием. Из детства же пришла любовь к книгам. Особенно к художественной литературе и истории. Обычный советский школьник, плывущий по течению безмятежной и в общем-то счастливой жизни. Не отличник, не активист, а "нормальный раздолбай", как он сам о себе говорил. Весной 1980-го года военкомат призвал его в десантные войска и после "учебки" в составе сборного подразделения он попадает в Афганистан - 56-ю десантно-штурмовую бригаду. Из мирного времени на войну. Со всеми прилагающимися обстоятельствами, в которые предстояло вписаться и пережить. Через два года замкомвзвода младший сержант Бикбаев вернулся домой с медалью "За боевые заслуги" и собственными представлениями о жизни. Закончил институт, преподавал, работал юристом. В конце 90-х начал писать - о своем, для себя. Конечно, о войне. Той войне, с которой вернулся, но не смог забыть. Так и начался творческий путь замечательного русского писателя Равиля Бикбаева - одного из самый талантливых в своем поколении.
Если сделать запрос в Википедии, то фамилия Бикбаев в литературной среде ассоциируется с Уфой. Для читателей сайтов http://okopka.ru/ и http://artofwar.ru/ Бикбаев - это просто Равиль. Свой, понятный, родной. Для издательства "ЭКСМО" - популярный автор, занозистый и ершистый. А еще член Союза писателей России, принятый в 2011-м году на творческом семинаре в Переделкино, как одно из открытий среди "молодых дарований". При этом у "молодого" уже имелось полмиллиона читателей в интернете и абсолютный авторитет в среде "военных писателей". Так бывает, жизнь и "литературная жизнь" идут параллельно друг другу, изредка пересекаясь по закону Лобачевского, а потом возвращаются на исходные позиции.
"Афганская проза" Равиля Бикбаева - книги "Афган - навсегда", "56-я Войны Афганской лошадь ломовая", - парадоксальна тем, что она абсолютно очеловечена. Она прежде всего о восемнадцати-двадцатилетних людях, их характерах, конфликтах, отношениях, проблемах. Со своими героями. Там все герои, только отношение к ним разное. Это настоящая литература с портретом поколения нормальных советских раздолбаев. Практически детей, которым нужно было максимально быстро вписаться в обстоятельства и научиться воевать. Чтобы победить и выжить. Именно так - победить и выжить! Они быстро повзрослели, выжили и не проиграли своей войны. Главное, они многое поняли и взяли для себя. Самые важные истины. И смысл. Это поколение не потерялось. Хотя его ждали другие испытания, когда "потерялась" их общая страна.
Уже в "афганской прозе" Равиля Бикбаева сложился, сформировался его стиль, идущий от личности автора. Бикбаев - двоемирец в понимании йенских романтиков. Он - идеалист в сознании своем, носитель трансцедентных ценностей о нравствености и прекрасном, живущий на грешной земле среди неидеальных людей в пограничных обстоятельствах. Его внешний цинизм и спрятанная внутри романтика уравновешиваются иронией и самоиронией прежде всего. Самоирония стала элементом стиля, практически визитной карточкой. Это способ мышления его "альтер-эго", и защитная маска от несовершенства мира. Он открыто не жалеет себя, втайне - жалеет других. Но не признается в этой своей "слабости", потому что побеждают сильные. А он научен побеждать.
Бикбаев не остановился на осмыслении человека на войне и вокруг войны. Профессия юриста и работа адвокатом дали ему еще один пласт практического опыта для творчества. "Юридические" детективы. О войне против человека в сломанном обществе. О безнадежности и бессмысленности сопротивления. И борьбе, все-таки борьбе со злом. Об этом повести "Чудовище", "Убийце - Свободу", "Линия обороны", "Обмани Смерть". Для "спрятанного" романтика Бикбаева понятие справедливости стало особенно острым, а борьба за нее личным делом в жизни и творчестве. Потому что конформизм здесь сродни предательству. "Забытых", отмененных обществом, но не писателем, идеалов.
Творческий диапазон включает и детектив с альтернативной историей "Над пропастью по лезвию меча", и антиутопию "Перед рассветом", и повести о любви "Второе дыхание", "Под Алыми парусами", "Инь-Ян". Хотя все его творчество о любви. Или в защиту любви. В защиту нормальной, обычной жизни людей. Такой беззащитной и хрупкой. В защиту страны, в которой родился и живет. Её ценностей, её основ и её народа. Так страстно и художественно сильно в повестях "Черная молния. Тень буревестника" и "Петля для гастера. Прощай СССР" он выступил в защиту России и русского народа перед угрозой внутреннего, идейного распада государства и вторжения враждебной культуры и этнонациональных структур. Как в Афгане, идет в бой астраханский татарин и замечательный русский писатель - Равиль Бикбаев. Талантливо и смело.
Равилю Бикбаеву исполняется шестьдесят лет. Голова давно седая, слова цедит скупо, смотрит вприщур - аксакал! Так и слышу - Ты кого это саксаулом назвал? Равиль! Всё тот же Равиль, кого знаем, ценим и любим. Здоровья тебе, дорогой! И новых книг. Ожидаемых и рвущих все шаблоны. Как ты можешь и умеешь!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019