Okopka.ru Окопная проза
Олейник Владимир Константинович
Про Катю Наговицыну

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о друзьях-товарищах...

  
   Проза Екатерины Наговицыной вышла не из гоголевской "Шинели". Она родом из ватников лейтенантов Великой Отечественной и солдатских бушлатов Афгана и Чечни. По тематике, миропониманию и жесткости цепкого взгляда. Это современная военная литература и - литература о нашем современнике.
   Герой Наговицыной - военный человек. Живущий и несущий службу между командировками на войну. Герой нашего "мирного" времени, не отождествляющий себя ни с героизмом, ни с потребительским мейнстримом. Скорее, ощущающий себя человеком на обочине. Обочине времени и прокламируемых ценностей. Его жизненный опыт, обретенный в экзистенциальных ситуациях - в мгновениях между бытием и не-бытием! - определяет мировосприятие и раскладывает по полочкам ценностные приоритеты. На первом месте, всегда под рукой, конкретное и зримое. То, на что можно опереться. То, что не подставит и не предаст. Этот же жизненный опыт заставляет сомневаться в себе самом. И определяет характер героя и конфликт - внутренний, насквозь психологический, скрытый! На поверхности - ровное дыхание! И стремительное, почти рефлекторное действие. С последующей рефлексией, разрывающей сознание и судьбу. Здесь же и начинается литература и то самое родство с гоголевской традицией - от зазора между фатальной верности своему исполненному долгу и сомнением в правильности своей судьбы. Этот люфт превращает героя из функции в человека. Даже если это машина в буквальном смысле (рассказ "Ми-24"). Или снайпер ("Несколько длинных военных дней"). Рефлексия заставляет сделать опять и опять делать выбор без выбора. Потому что внутренний конфликт вторичен для самого героя. Как оправдание для уже сделанного выбора собственной судьбы ("Встреча на обочине").
   Внутренний конфликт становится центром притяжения в рассказах Е.Наговицыной, сюжетообразующим стержнем. Действие в них превращается в истории героев - с их индивидуальными судьбами на дороге жизни. И если эта дорога изрыта воронками или простреливается, то уже другая Судьба. И совсем другая История. Но эти малоприметные, неяркие герои - те самые вехи, без которых не было бы самой Дороги.
   Характерной стилевой чертой прозы Наговицыной является точный и емкий язык, снайперски меткие детали. Это потенциально талантливый писатель - раскрывающийся, растущий, много обещающий в недалеком будущем.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2015