Okopka.ru Окопная проза
Олейник Владимир Константинович
Разговор с Алексеем Сквером

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
Оценка: 8.63*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Беседа с Алексеем Сквером - прозаиком в романах и поэтом в сказках! а еще философом в притчах! и - очень интересным человеком!


  
  
   Алексей! Откуда Вы родом? Кто были Ваши учителя?
  
   Калуга - мой родной город. Однако, тут отвечу так: я русский, родился в России. А вот учителей у меня... кого там только нет. От Лермонтова до Лондона и Кинга, от Невского до Скобелева, от Башлачёва до Цоя. Учился в обычной средней школе, но - так как матушка работала учителем русского языка и литературы, - очень много читал сызмальства. Качественно и серьёзно в плане понимания нашей литературы и анализа, того, что пытались донести до своих читателей классики, со мной поработала Людмила Фёдоровна Святогор. Очень грамотный и многознающий преподаватель, которая почти не пользовалась методичками с признанной критикой. Низкий поклон ей за всё, что она мне помогла осознать и понять.  Кстати, так и не решился выслать ей свою книгу... опять ведь поставит пять/два за содержание/подача (смеюсь).
  
   Какие книги Вы читали в детстве? И - что из них взяли для себя?
  
   Мне трудно ответить на этот вопрос. Всегда затруднялся с ответами на идиотизмы "любимый фильм, любимая книга". Их сотни. Ещё больше того, что проглочено, переварено и отторгнуто без следа. Выделил бы "Героя нашего времени" - как первую книгу о человеке, который меня восхитил, поразил и вызвал отвращение одновременно. Потом был Волк Ларсен... Мартин Иден... Вот пишу - и в пальцах уже десятки названий и персонажей. Навскидку, думаю, достаточно, но это не значит того, что это исключительно классика. "Джек из Тени" Желязны не менее глубоко пробежался по тёмным закоулкам моей души. Говорить о моём любимом чтиве могу часами, но, вместе с тем, последнее время отмечаю всё более нарастающую критичность к тому, что пытаюсь прочесть сейчас. Все эти Лимоновы с муракамями, я уж не буду о пелевинщине и минаевщине, в моём понимании в лучшем случае скучны, но, если до конца честно - дрянь! Или я не дорос (опять смеюсь).
   Когда Вы поняли, что нужно не только читать, но и писать?
  
   Вообще-то тут всё просто. Я начал писать то, чего мне не хватало на книжных прилавках. Те сказки, что придумывались на ночь глядя, когда ты пытаешься уснуть и вместе с тем не можешь отключиться от дневных забот. Кто-то считал овец, я же сочинял себе самому что-нибудь интересненькое. Мы вообще чуть ли не последнее поколение, которому требовалась воображалка. Сейчас мир настолько визуализировался, что для поиска интересного стоит лишь нажать кнопочку и порыться в интернете. Мы же - поколение, помнящее эпоху походов в гости без предварительных созвонов по причине отсутствия телефонов, развлекали себя как могли и сочинялка-воображалка была просто жизненно необходима. Чтение было наипервейшим развлечением, ведь оно запускало в голове фильм собственного производства с собой, сильным и смелым, в главной роли. Это помогло мне в итоге начать сочинять свои истории. Дал почитать приятелям в рунете. Так всё и закрутилось. Кому-то нравилось, кому-то нет. Сначала реагировал болезненно на любые критические замечания. Теперь уже и не припомню, когда последний раз считал себя гениальным сочинителем (смеюсь). Я вообще не считаю себя писателем. И написано маловато, и грешно сравнивать себя с великими... бредово. Я графоман. Неплохой, наверное, раз достаточно большое количество народа оценивают мою писанину положительно и требуют продолжений. Но - графоман! Занимаюсь писаниной исключительно ради собственного удовольствия и не кормлюсь ею. Никому её не навязываю и не призываю тратить на неё деньги. Мне достаточно читательского внимания и того, что хотя бы половина читающих не собирается рвать автора в мелкие клочья за потраченное время. Хотел бы этим зарабатывать? - Да! Смог бы? Вот это вряд ли. Уже не раз сравнивал писательство с процессом дефекации. Хоть чем затыкай - протечёт. Так и с текстом... хоть до четырёх утра крутись, а уснёшь только тогда, когда текст, рвущийся с пальцев, не ляжет на лист. Я не могу не писать и очень люблю это состояние, а когда могу этого не делать, так и вовсе - как с галер сбежавший. Пожалуй, единственное в мире занятие, всё связанное с которым меня только радует. Просто я нашёл то, чем люблю, умею и буду заниматься до того момента, пока мне не настанет пора.
  
   Как появился Алексей "Сквер"?
  
     Появился, как и все - при помощи папы. Алексеем мама назвала. Сквером стал (ёжкин кот... я даю чуть ли ни первое интервью, но этот вопрос меня видимо когда-нибудь реально доканает), потому что в игрушках записывался как sqwer. Если вы посмотрите на свою клавиатуру, то увидите как удобно расположены клавиши для быстрого набора этого виртуального имени. На забугорном - ничего не значит, и меня это устраивало, а вот по-русски звучит - сквер. Ну и стал Сквером. Не самый худший вариант, я считаю. Да и Бог не фраер - тут тебе и маленький парк в большом городе, островок зелени в урбанистичном пейзаже, тут тебе и сквернословие. В общем, удачно сложилось. Гармонично.
  
   Вы прошли школу сайта Udaff.com и его форумов. Какие уроки там Вы выучили для себя лично?
  
Удафком - моя рунетная колыбель, ну а его основатель, Дима Соколовский, считайте, что один из моих литературных родителей. Я, наверное, не сел бы писать без возможности подавать прямую речь своих персонажей тем языком, который слышу от реальных людей. Удафком - это литературный андеграунд, позиционирующий себя некой свободной от цензуры студией-мастерской, где каждый волен в меру своего образования и разумения попробовать себя автором. 90% того, что там публикуется, заведомо чернушная дрянь. Но это то самое, что вы не встретите больше нигде, кроме своей головы. Там поднимаются все неудобные и аморальные темы, какие только могут прийти в голову нашим современникам. Там легализована обсценная лексика - как в произведениях, так и в общении. Ведь, по сути, народ, наевшийся за совковые годы соцреализмом, наконец-то дорвался до возможности самовыражения. Это некий виртуальный забор, где можно не ограничиваться классическими тремя буквами. Как бы не ругали СССР, но образование получили всем народом именно благодаря тогдашней политике государства, которое, не в пример нынешнему, заботилось о своём населении куда тщательнее. Доступное и всеобщее, (местами даже из-под палки), образование позволило повысить интеллектуальный уровень населения до такой степени, когда сложилась ситуация, при которой вы можете не освоить и переварить Достоевского, но при этом довольно связно и на более примитивном уровне поднять те же темы, что разбирал Фёдор Михайлович. У большинства это выходит крайне коряво и - слава Богу, - быстро перестаёт выходить. А кто-то, как я, например, находит себя в таком самовыражении. Удафком подарил мне первую площадку для выкладывания "на люди" того, что я пишу и именно в такой форме, в которой мне вольготно работать. Удафком по сути помог мне, не оглядываясь на общепринятую мораль, лживую и в корне двуличную, писать так, как чувствуется, теми словами, которые наиболее уместны в устах конкретного персонажа и при конкретных событиях. Свобода, конечно, внутреннее понятие. но чего она стоит без возможности её внешнего проявления? Вот это-то и дал мне сайт Соколовского, которому опять таки отдельный "респект и уважуха бп".
  
   Ваше сегодняшнее отношение к "олбанскому языку" и "олбанству"? Нет ли в нем угрозы для сознания молодых? Ведь язык форматирует их мировосприятие и, шире, мировидение. Не встанет ли за игрой в искажение языка проблема искривления взгляда на жизнь?
  
   "Каверканье" языка начинается в школе. Как слышим, так и пишем. Если быть честным, нам нужно понимать то, что нам пишут. А написано это чистейшим русским или накарябано так, как слышим - в смысловом плане роли почти не играет. Я спокойно отношусь к "олбанцкаму" при виртуальном общении. Так проще и быстрее излагать свою мысль в живом общении, не заморачиваясь лексикой и пунктуацией. Но это конечно неприемлемо, на мой взгляд, в литературных произведениях, хотя есть ярчайшие примеры того, что и такая подача не портит самого произведения, если автор позиционирует себя маргиналом. Не верите? Почитайте Пункта с его смертями Клеопатры и прочими похождениями молодых лоботрясов. А ведь при внимательном взгляде на орфографический кошмар, который являют собой его рассказы, вы увидите, минимум, одно высшее образование за лукавящим и играющем в дебила автором. И не надо так переживать за нашу типа несчастную молодёжь. Она вольна выбирать, что ей читать - Пункта, Сквера, Бикбаева или Достоевского. Молодёжь отнюдь не так беззащитна и глупа. Беда ведь не в том, что она читает и играется "олбанцким", беда в том, что ей читать-то по сути и нечего. Маринину? Да лучше уж двухстраничный опус о первом сексуальном опыте молодого придурка, считающего, что беременность с женщиной случается при попадании спермы на её пупок, ибо так пацаны в тубзике рассказывали. Эта потешная ересь в виде анекдота хоть на какое-то время в памяти задержится и будет способна развеселить друзей при пересказе. Что пересказывать у Донцовой, якобы выпускающей по 17 книг в год на чистейшем русском, но со словарным запасом Эллочки Людоедки? Молодое поколение предпочитает правду, которую видит за окном, правде, которую должна видеть по мнению высоколобых и напрочь оторванных от реальности филологов, ороговевших в давно морально устаревшей классике, где читатель просто не видит ни себя, ни окружающих людей. Читая про войну, им блевотны опусы Ивановых, чьи герои-грушники грызут горло боевикам, потому что другое видели. Воевали не так, как пишут умные дяди, а так как пришлось - в условиях тотального предательства со стороны властей и высшего командования. Им не привыкать к тому, что их всюду предают и литераторы, самоназначившие себя писателями. В их глазах - они кучка снобов, интересных лишь самим себе. Форма подачи - фантик. А важна конфета, которой у нынешних членов всевозможных союзов писателей просто нет. Переписывание классики на новый лад и откровенное враньё даже не дочитываются. Я стараюсь писать так, чтобы было интересно мне, но при этом, чтобы и читатель мог увидеть ту картинку, которую я рисую словами. Погружение читателя в историю - вещь тонкая, Чуть поцарапал глаза о враньё - и всё, магия кончилась, текст не держит, спать полезней, чем ломать глаза и мозг, пытаясь представить себе то, что и сам автор, судя по всему, так и не смог себе представить в деталях, а не то что описать. Так что шелуха "олбанцкого" лишь модное (причём уже некогда) веянье, которая слетит со временем, оставляя лишь смысловую нагрузку для последующих поколений, желающих разобраться, чем и как мы жили. Пустышку в плане содержания и через сто лет читать не будут, как бы орфографически верно она не была бы прописана.
  
   Ненормативная лексика в литературе. Она допустима? И -- степень допустимого? Возможна ли точка невозврата к норме? И -- что делать в случае ее прохождения?
  
   Мат. Прямая речь нашего современника без мата уже просто не вообразима, как бы не дули щёки радетели за чистоту языка. Увы, не мы его придумали и уж точно не нам отменять. К тому же я вообще не представляю себе, как у них удастся запретить народу говорить на давно укоренившейся части разговорной речи - мате. Считаю недопустимым для авторов использование мата в авторской речи. При этом сам-то написал книгу от лица постоянно матерящегося персонажа и там авторская речь персонажа (ибо он и есть рассказчик, а не я, автор) просто кишит ненормативом. Это всё же исключение из правил. Литературная форма такая - дневниковые записи. Ну, а то что нынешний офицер Скворин далёк от высокого штиля Печорина - беда страны, а не самого Скворина и его автора. О мате ломалось немало копий, и ломать их ещё не переломать. От справедливого утверждения о том, что на войне это вообще универсальный язык, дающий чёткое понимание "свой-чужой" и укорачивающий длинные команды и сообщения до ёмких, предельно понятных по смыслу фраз, до матерящих площадной бранью своих отпрысков мамаш, выходящих во двор скорее попить пивка с подругами по несчастью в виде опостылевшего спиногрыза, который отчего-то должен вырасти после этого интеллигентом. В Англии считалось, что джентльмен не тот, кто владеет столовым прибором, безошибочно выбирая вилку для рыбы. А тот, кто способен побывав на приёме у королевы и разделив пищу с дикарями, в первом случае показать знание этикета при дворе, а во втором - без всякой ложной скромности, наравне с принимающей стороной, кушать при помощи рук как там принято.
И ещё. Не надо так уж цепляться за бредовое понятие нормы. Когда-то  нормой было жечь тёток за родинку на правой щеке и считать молнии оружием Зевса. Норма - это то, что в данный момент общепринято и считается удобным и практичным. Люди не такие дураки, какими их принято считать в среде возомнивших себя умом, честью и совестью нации снобов, постоянно меряющихся на экранах долбоящиков своими переживаниями за судьбу катящейся в пропасть страны. Её туда катит власть и их пустомельство, не затрагивающее реально болючие и требующие немедленного вмешательства вопросы. И вот тут боюсь, что мы уже на точке невозврата, если не проскочили её окончательно. Народ с матюгами гнал дворян, уповающих на лозунг "бей жидов, спасай россию". С теми же матюгами погонит и нынешнее ворьё, пытающееся разыграть тот же старый лозунг, заменив "жидов" на "чурок". И лично мои матюги при таком раскладе будут не самыми тихими. 
Также хочу отметить, что мат бывает как грязной бранью, конкретно описывающей кто кого куда и чем, так и очень даже содержательной и осмысленной речью, не носящей оскорбительного характера, но при этом вносящим крайнюю эмоциональность в описательные образы. Первое - мерзость, второе - использовал и буду использовать, когда посчитаю нужным и уместным. 
Кстати, попробуйте найти мне в русском языке синоним слову "пиздец", а я на вас посмотрю. В любом случае один этот наглядный пример скажет думающему человеку куда больше чем любые доводы "за" и "против".  А мечты отказа всенародного от матюгов сродни фантазиям боевых действий пчёлы против мёда.
  
   Что такое бескомпромиссность и присутствует ли она в Вашей жизни? Мешает она или помогает?
  
  
   В таких случаях принято говорить "спасибо за вопрос" и думать про себя "ах тыж падлааааа". Судя по тому, как живу, я человек тяжёлый. Во всяком случае, для своих близких точно не подарок. Я способен на компромисс, но для этого меня ещё нужно убедить прислушаться к противоположному мнению, потому что не всякого слушать буду. Даже если с той стороны видно здравое зерно в рассуждениях. Мешает? Да, безусловно. Помогает? И тоже - да! Помогает не потерять себя. Даже тогда, когда казалось бы весь мир против тебя. Мешает увидеть ситуацию с чужой колокольни. Это сложнейший вопрос. У меня обострённое чувство справедливости, а справедливости и правосудия в мире просто нет. И мой духовный рост в плане милосердия и толерантности скорее похож на деградацию. Я стараюсь себя сдерживать, но это адски трудно, когда видишь таких сопредседателей союза писателей как Иванов. И в своём нынешнем состоянии я не вижу поля для переговоров с ворьём от власти и чинушами от литературы, которые берут на себя право принимать в гении серость подлузсчины. Я не способен к компромиссу с теми, кто живую литературу подменяет мертвечиной всевозможных Тигрычей, даже не дав себе труда понять, скольких живых и павших товарищей оскорбляют подобной деятельностью. Я далеко не безгрешен, совершаю ошибки, но я точно знаю, что в серьёзных вопросах, как бы выгодно мне это не было, против совести своей не попру... Я людей-то не предавал никогда. Так зачем же начинать - да ещё и с себя любимого? Пострадать за это конечно боюсь, но ещё больше боюсь перед смертью плевать в ту рожу, что будет смотреть на меня из зеркала.
   В обиход вошла аббревиатура СВЛ - Современная военная литература. А что Вы вкладываете в понятие СВЛ? 
  
   Название говорит само за себя. СВЛ - прежде всего литература о судьбах наших современников на войнах, ведущихся в нашем безвременье. Без чести, идеи и флага, но на территории нашей многострадальной Родины. В силу своей смысловой и содержательной направленности - это литература, затрагивающая острейшие вопросы, вне которых нынче сложно оказаться, ведь мы всем народом ощущаем гибельность нашего положения как страны. По сути, это предчувствие серьёзной гражданской войны, которая при участии информационной поддержки с Запада уже не раз чуть не начиналась. Да и вообще, если хотите, то СВЛ, по сути, наш ответ на оголтелую брехню о том, что происходило в зонах локальных конфликтов, которые освещались и продолжают освещаться СМИ крайне криво. Это ведение информационной войны с точкой зрения, которая не имеет ничего общего с реальностью, но очень устраивает западную общественность. Там мы выглядим варварами, а всё полезное, что сделано нашим народом в отношении сохранения мира и самой жизни отдельных народов, просто нивелируется. Начиная с того, что англичане, к примеру, считают себя очень сильно пострадавшими от Второй мировой войны и скорбно сообщают о трёхстах тысячах погибших британцах, а, услышав про 27 миллионов погибших в России, чуть ли не смеются в лицо - не верят! Вот результат информационной войны, ведущейся против нашей страны. Мировая общественность уже просто не в курсе, кто на самом деле ломал хребет гитлеровской Европе. Также они не в курсе, что на самом деле происходило в Чечне. Например, то, что принятие решения на ввод войск состоялось лишь тогда, когда уже было невозможно закрывать глаза на 60 тысяч русскоязычного населения, подвергнутых самому настоящему геноциду. Детей ведь с балконов сбрасывали и резали взрослых! И эта жуть - факт. Но об этом никто на Западе не говорит. А вот "бедную девочку" Кунгаеву, убитую русским полковником, оплакивали всем миром. Теперь её не менее бедные родственники живут в собственном доме в Норвегии, а полковник Буданов, цинично проданный властями, показательно расстрелян в центре Москвы чеченцем. Показателен момент с расстрелом Цхинвали. Опять-таки все мировые СМИ выли на тему русской агрессии в адрес грузин. Общественность опять была возмущена варварством русских. А то, что через пару месяцев мы предоставили все доказательства, что агрессию позволила себе именно грузинская сторона, на Западе уже никого и не волновало. Опровержения обвинений в адрес России широкой общественности так предоставлено и не было. СВЛ - это, если хотите, нынешний фронт. Современная война требует защищаться информационно. Вот этим и заняты я и мои товарищи. Нам есть, что сказать на враньё наших продажных журналюг и забугорных коллег этих купленных с потрохами тварей.

Роман "Забво" стал Вашей визитной карточкой и своеобразной меткой. Читателю кажется, что он весь целиком выстроен из обломков иллюзий. А как Вы назвали бы его строительный материал?
  
   Хм... я приведу нелестное сравнение, но это - мужская истерика. Это - болезненное осознание никчемности и потерянности вместе со всем своим поколением. Не успев раскрыть свой потенциал, оно было списано в шлак теми, кто решил творить историю при помощи мягкого геноцида собственного народа. Герой романа - не могущий служить в уничтожаемых невниманием властей, оплёванных в СМИ, брошенных на грань скотского существования ВС РФ, - не может найти себя даже на войне. Пикулевский Артеньев куда более счастливей моего Скворина. У него хотя бы есть выбор погибнуть за Родину на батареях Цереля в драке с немцами - врагами, которых надо остановить любой ценой. Скворин же вынужден наблюдать одно большое военное преступление, устроенное не какими-то там немцами, а той сволочью, что породила нынешнюю власть. Ему негде пригодиться своему народу. Он даже лишён права погибнуть за него. Он приговорён к забвению заживо и бесславью после смерти. Выбор прост: загнуться от водки и бесчестья в забытом богом углу или загнуться в бессмысленной бойне, призванной отмывать деньги и дискредитировать итак ошельмованную в глазах собственного народа армию, которую заставили на территории собственной страны воевать со своим же, точно так же обманутым населением. Да и не воевать - исполнять полицейские функции в отношении этого населения, которое терроризируют специально завезённые из-за бугра "солдаты удачи", выращенные на героиновые деньги, собранные в нашей же стране с того же поколения, которому принадлежит Скворин. Книга писалась с целью показать всё то, что не должно и не имеет права быть, если мы говорим об армии. Писалась для того, чтобы читатели задумались над тем, как и каким образом они все остались беззащитны, пока убивали Сквориных. Сейчас я вижу, что это однобоко и этого явно мало. Вопрос о том, что на самом деле армия для народа - куда глубже и шире, чем трагедия отдельно взятой судьбы (пусть и типовой) офицера Российской Армии конца 90-х. Я над этим работаю, и очень скоро читателям будет над чем подумать (смею надеяться), когда разверну этот вопрос в готовящемся к публикации романе "АКС". Там обойдёмся без истерик (смеюсь)
   Скворина не случайно сравнивают с Печориным -- та же типология трагической ненужности. Но Вам не кажется, что ненужным оказалось не всё поколение в целом, а его пассионарная составляющая? Одни спились или скололись, другие погибли на войнах 90-х -- "чеченских", криминальных и коммерческих. Конформная часть встроилась и в общество, и во власть. И встроилась довольно успешно. Правда, у них своя плата за видимость благополучия. Вас не "напрягает" такая дифференциация? И -- есть ли в Вашем поколении какой-то урок для следующих за ним?
  
   Проблема в том, что этот урок смогут понять лишь наши внуки, если не правнуки. Убрав нас, как ступень, достигли очень важной цели - воспитывать наших детей начали СМИ, а не родители. Локально же, например, убрав моё поколение офицеров, сделали так, что пришедших в войска лейтенантов уже некому было учить. Капитанов-то уже вынесли и разогнали! И это в разы ослабило управляемость подразделениями. Продавшиеся и якобы устроившиеся, все как один потеряли самое главное - цель и самоуважение. Вроде бы дуются тем, что устроились материально, но чувствуют и довольно остро, что, продавшись, торговали отнюдь не интересами народа или страны, но собственной душой. И теперь назад дороги не то что нет, а и не будет. Отсюда запредельный цинизм и позиция "семь бед - один ответ". Отсюда этот безумный пир во время чумы, который нескончаемо льётся мерзким и бездумным гламуром из наших телевизоров нам же на голову. Говорить об этом можно и нужно, но вот обращаться к общественности с трибуны вроде как и нельзя - слишком похоже на призывы к бунту и революции, практически антигосударственная деятельность, ибо власть считает, что государство это она и есть, а мы вроде бы как всем народом сбоку припёка. Так и есть по сути. Отдав богатства страны в частные руки, власть сделала весь наш народ невыгодной и убыточной составляющей всего процесса развития, каким он им видится. Отсюда продолжающийся так называемый мягкий геноцид, который мы все и ощущаем на собственной шкуре. Но помните самый известный лозунг революционных лет России начала 20-го века? "Бей жидов - спасай россиию"! Сейчас делается всё для того, чтобы этот лозунг, немного перефразированный на "бей чурок", опять стал актуальным. Но в итоге-то били не жидов... Это дворяне поехали любить "россиию" по парижам. Думаю, что именно так и поступят, объединившиеся в один кулак, малоимущие с нынешней олигархией. Осталось только достучаться до сердец поставленных на грань выживания людей и разъяснить им, кто на самом деле пьёт их кровь и желает вырождения как народа. Вот зачем нам нужна и что такое СВЛ. Ведь описывая то, что видели, мы не врём. А выводы при прочтении все настолько очевидны и чётко дают потерявшимся в информационных потоках людям ответы на те вопросы, которые, к сожалению, стали уже вопросами выживания.
   В Ваших сказках и притчах присутствует оттенок скрытого романтизма и даже идеализма. Вы верите в миссию художника по спасению мира?
  
Я верю в Бога. Художник никого спасти не может - он может лишь отобразить то, что видит. Может заставить прохожего взглянуть на мир своими глазами, заставить задуматься, Но спасать или заставлять спасаться - не может. Художник - это окно. Художник - это прожектор. Но он не бронежилет и не автомат. Где-то я уже писал, что циник - это сломанный романтик. Как  мне было не стать романтиком, если лет с 14-ти меня воспитывали улица и Цой? Как мне было не лишиться романтизма, попав в армию в шестнадцать лет? (днюха 5 октября, так что не вру почти что) (смеюсь). Мои сказки мне ближе и дороже, чем военная писанина, потому что там у меня вообще нет рамок. Я люблю ставить своих персонажей в фантастические условия, когда "сюр" происходящего резко сдирает с них все их фиговые листочки лживого позёрства, оставляя в голом виде перед читателями, перед самими собой. И не художнику их спасать, но Богу... И не за молитвы и показные покаяния, но самим себя спасать - через глубинное понимание происходящего с ними. Ведь они и есть тот самый слепоглухой Бог, до которого они уже и не думают достучаться, ибо живут сами себя не слыша и не жалея. Мы все живём в поисках тех, кто нас полюбит, и при этом напрочь отказываемся любить сами. Ведь это больно, ведь это почти суицидно - постоянно нарываться на тех, кого любишь только для того, чтобы опять получить в ответ предательство. Мы не хотим любить, но при этом жестоко страдаем от того, что не любимы. А искать Бога и любовь, напрочь отказавшись от них, сложнее, чем гонять по тёмной комнате несуществующую чёрную кошку. Идеалистом я бы себя не называл. Уже говорил, что нет тут ни справедливости, ни правосудия... есть гармония и её отсутствие. И я думаю, что всё станет идеально лишь для тех, кто сможет реализоваться в нашем безумном мире, вырастив свою душу до размеров души Христа или Гаутамы. Это отдельная тема, конечно, и человечество ещё слишком юно даже для осознания себя одним видом, но уже научилось баловаться со спичками, то и дело поджигая собственный дом. Однако, ну кто не косячил в детстве со спичками? Впереди ещё выбитые окна и сбитые коленки, впереди ещё столько дури и глупых поступков... но я верю, что впереди у человечества и дружба, и любовь, и всё то, через что мы проходили с детства каждый в отдельности. Так что у человечества есть все шансы на выживание. Мы- то ведь как-то выжили, не спалив свои дома (смеюсь)
Вот только жить в ту пору прекрасную...

То есть Вы все-таки верите в свет в конце нашего бесконечного тоннеля? Эту веру можно считать Вашей философией?

Мдаа... ответ прост. Да, конечно. Но вот расшифровка "почему я в это верю" - гм... В общем, спасибо за вопрос (смеюсь).
   Если глобально, то жизнь просто не может быть бессмысленной по определению. Сама по себе она, как явление, столь сложна, что вряд ли процесс опасен сам для себя. Ведь в конечном счёте даже смерть по сути является очередной гранью жизни. Причём большинство из нас, не отказывая в существовании атомам, почему-то отказывают себе в существовании собственной души. Отсюда и безверие. Из сомнения в существовании души. В недоказанное верить сложно, а в фанатики - увольте. Но в том-то и суть, что существование души давно доказано, но доказательств кажется мало.... "Пошшупать её - душу, мать её в душу, а тада и поговорим!" - купеческое лезет. Но в том-то и смак, что у Бога свои взгляды на мироустройство. И душа не предмет, но функция. Причём саморазвивающаяся и, естественно, способная к деградации. И я верю в то, что истинный смысл постулата про "образ и подобие" не соответствует нынешним заготовкам под ту форму, при условии развития, которую нам суждено принять.
   А если местечково, то даже при том жутком состоянии, в котором пребывают вопросы межнацрозни... Ну неужели только я вижу очень любопытную вещь? Заметьте, насколько мы, человечество, разны внутри самого себя! Краснокожие и желтокожие, белые и чёрные, пигмеи... Это всё очень похоже на отдельные ингредиенты, на палитру художника, ещё не смешавшего на ней краски в поисках оттенка нужного для его картины. Мы не желаем родниться с чурками и не в восторге от перспективы увидеть узкоглазых внуков, потому что проснулись в Китае. Да, но написание картины - длительный процесс. И я лишь о том, что каждая краска, потребовавшаяся художнику на его палитре, здесь неспроста. Значит что-то от неё просто жизненно необходимо. И как бы властители-политики не пытались угробить планету в угоду ослеплённых блеском Золотого Тельца, шансов на это у них просто нет.
   К слову, хоть это звучит и чудовищно, но Гитлер оказал и оказывает на всё человечество куда больше положительного, я бы даже сказал воспитательного, влияния, нежели принёс зла и горя. Вдумайтесь - сколько людей видят его эталоном зла?! А то, что он собой олицетворял - людоедством и мракобесием! Он пример того - до чего может довести фашизм, как трудно его остановить, и каких жертв это будет стоить тем, кто решится на это. Карманных диктаторов в мире больше, чем требуется. Но вот вырасти такому до общемирового уровня, уже никак не светит. Это просто невозможно, потому что ничего нового в вопросы превосходства расы над расой и праве одних убивать других после Гитлера и Геббельса не внести. И значит любой, пытающийся повторить их путь, обречён вслед за ними бубнить то, на что человечество не купится. Потому что плата за понимание человечеством понятия "фашизм" просто незабываема. Но, к сожалению, как показывает время, перевираема. Потому-то мы и имеем подчас дело с теми, кто готов возродить весь этот кровавый ужас.
   Разве чурки, хачики, носороги - и как там их ещё? - проблема в нашей стране? Они, по сути, такие же люди, как и мы. И, глядя на них, как на варваров, мы уподобляемся англичанам, видящим варварами уже нас. Мы для них такие же хачики, вызывающие исключительно расистскую неприязнь. Меж тем нельзя отрицать, что беспредел, который неминуемо начинается там, где кучкуются гости России, просто невозможно не замечать и гнев населения вполне понятен. А на бытовом уровне, чего греха таить, действительно эмоции берут верх и у меня. Но разве они вели бы себя так вызывающе, если бы реально работал закон? Если бы у них не было уверенности в том, что менты, взяв деньги за пребывание и работу, теперь по любому будут закрывать глаза и на мелкие шалости в виде изнасилований и грабежей, разве они вели бы себя так нагло? В итоге те, кто знают, что откупятся от всего, стреляют свадьбами в центре Москвы, а те, кто живёт в долг и деньги домой шлёт, так и сидит, не выёбываясь, в своей яме, что копать поставлен. И он зол не меньше наших нацболов, потому что ему тоже терять, по сути, кроме звания "чурки" нечего. А теперь - внимание! - уже я задам вопрос: а кто виноват в сложившейся ситуации, когда в стране не работают законы, перед которыми все должны быть равны?
   Свет в конце нашего тоннеля не путин-навальный, а осознание губительности того, что принадлежащие народу богатства страны отданы в частные руки. Этим должно владеть государство и оплачивать отсюда армию, медицину и образование - добывать и поставлять сырьё. Остальное - частное: заводы, компании, партнёрства и производства... Тогда будет чётко виден баланс. Ярче прорисуются возможности роста. Но покааа... пока что властям выгодно то, что мы наблюдаем. И они явно не усвоили урок того, что русский хоть и поорет замшелое "бей жидов - спасай россию" на новый лад о чурках, да так вместе с этими чурками и придёт выметать Кремль поганой метлой. Ведь всё идёт к тому, что даже с чурками будет проще договориться, чем с оторвавшимися от реальности властями.
   Специально хочу чётко заявить: всё мной тут сказанное - есть моя личная точка зрения, которую я не боюсь озвучивать, потому что слишком давно и долго наблюдал, размышлял и приходил к определённым выводам. Не надо искать в моих словах программы к действию, воззвания и призывы. Я претендую только на право быть понятым всеми теми, кому интересно, что и как я думаю
   А свет в конце тоннеля есть...
  
  
   А Ваша вера - это вера или знание?
  
   Вера может быть порождена исключительно и только знанием. И это тот самый краеугольный камень, о который часто спотыкаются все при обсуждении религии как таковой... Нас пытаются заставить поверить в то, что верить в то, что тебе рассказывают о Боге - необходимо и нормально. На самом деле это противоестественно человеческой природе - верить в то, в чём неуверен, но надо, а то будет плохо... И, кстати, в то, что будет плохо без веры, надо тоже поверить, потому что потом будет поздно. Ну, бред же! Любовь к людям рождается в сердце, но там же может поселиться и ненависть. И что ты там взращиваешь - твой выбор. И именно там, при взращивании, появляется настоящая вера или безверие... Это если совсем просто. Безверие приводит к унынию и отсутствию веры в себя. А когда себе веры нет, то дело вообще гиблое. Точка опоры, которую просил Архимед, чтобы перевернуть Землю, как ни странно, имеется у всех. А вот захотеть эту Землю перевернуть не каждому удаётся. И уж совсем единицам даётся понимание - для чего, как и куда нашу планету переворачивать...
   Да, я верю в то, что на смену властям, желающим переворачивать и оттачивающим этот процесс, придут правители, понимающие, что и для чего будут делать и, самое главное, не будут руководствоваться при этом вопросами прибыли. Исключительно - вопросами целесообразности и необходимости соизмерения достигнутых результатов и затраченных ресурсов.
   Мне кажется, что эти вопросы уж очень переплетены с нынешней жутью реальности и с такого угла говорить людям о том, что не "чурка" с лопатой их беда - самое важное, что можно сделать. Ведь гражданская война лично меня поставит в необходимость исполнять и нарушать присягу одновременно. По сути, для меня, давшего слово защищать свой народ, бойня меж своими - то, что опускает руки... Мои руки просто больше не хотят двигаться и всё.
  
   Может тогда лучше занять руки клавиатурой и писать? Ведь роман "АКС" - это не просто воспоминание о прошлом и куске собственной жизни, но и видение роли армии в современном обществе. Не боитесь делать такие обобщения?
  
   Ну, во-первых, это не всегда возможно в силу течения творческого процесса как такового. Я не рефлексирую никогда на тему "не пишется", потому что лучше пусть совсем не пишется, чем тягомотина, помирающая со скуки едва родившись. Процесс написания должен гореть.
Во-вторых, роман действительно живёт в состоянии завершения чуть ли не год и, учитывая то, что писался лет пять, не меньше - торопиться просто грех. Тем более, что роман, действительно, справедливо замечено, уже не о личности в армии, а о самом понятии "армия". И ляпы, допустимые при подаче главгера, уже будут непростительны при раскрытии выбранной мной сложной и заковыристой темы... Темы - просто необходимой к пониманию и осознанию каждым нашим единородцем, потому что эта тема относится к основе нашего выживания - невозможность безнаказанного уничтожения. Только это способно было, и ещё долго будет останавливать гитлеров разного калибра и демократичности - и ничто иное.
А обобщения делать не боюсь, потому что их нужно делать. И состояние нашей армии просто отражает истинное состояние дел в обществе. Народ же, потерявший инстинкт самосохранения в силу слабости правителей или же, уверовавший в то, что наступила "та пора прекрасная", всегда дорого расплачивался за свои иллюзии.
   Мне кажется очень важным то, что началось ещё до Ремарка. Раз политики просто физически вне состояния договариваться без войн, придётся это делать нам - простым людям, - могущим творчески или любым другим образом заявить о том, что прекрасно чувствуем себя и без понятия "война". Недоверие народов друг к другу порождено прежде всего работающими на тотальную дезинформацию общества СМИ, подконтрольными бизнесу и властям. Отсюда недоверие и возмущение варварскими действиями соседей по планете.
Поэтому я вообще ничего не боюсь, когда идёт речь о том, чтобы сказать, что я думаю. Мне ни совесть, ни присяга молчать не дадут. Это мой участок информационного фронта, на который я волею судьбы попал. И ошибаться тоже не боюсь - я не один, друзья поправят, а недоброжелатели дадут очередной повод задуматься и отточить позицию. Чувствую, что наше время собирать камни сменится временем, когда мы их будем передавать разбрасывателям. Вот и работаем как можем, каждый на своём месте в меру сил и разумения.
А руки, опускающиеся при братоубийстве - это всего лишь мимолётное отчаянье недостучавшегося до кого-то... и это секунды, которые больше не хочется переживать никогда. Не я, так дети их перестанут ощущать. Я постараюсь.
  
   Что такое счастье?
  
   Счастье не имеет точного описания,  потому что это состояние... На этот вопрос тысячи ответов и все они будут верными для кого-то и неверными для других. Для меня, на данном этапе жизни, счастье - это отсутствие потерь и возможность быть рядом с теми, кого люблю...
   А что Вы желаете своим детям?
   Детям своим, да и всем вообще, я пожелал бы самого важного, на мой взгляд - возможности самореализоваться там, где зарыт интерес каждого. Чтобы, используя наш опыт, всё же меньше оглядывались назад на наши ошибки и не ляпали с них свои. Чтобы шли своей дорогой, попрощавшись со страхом смерти и неизбежности её, как финала, но примирились с мыслью о том, что как раз отсутствие финала означает куда более тяжёлую судьбу, чем развоплощение. Развитие всегда даётся через боль... а боль - это и есть труд души! как-то так... Пожелал бы, чтобы у наших детей души не разучились болеть, и при этом больных вокруг них становилось бы всё меньше.
   Но вот в чём штука: желать можно хоть вертолёт, а вот обещать... Я хотел бы все свои пожелания поменять на одно обещание - гарантию мирного существования в период развития и выбора профессии. Очень хотел бы...
   Вы хотели бы видеть среди читателей своих детей?

Старший уже прочёл абво" и пару сказок. Всё читать не стал. Спросил его - почему? мат или неинтересно? Сказал: никуда от меня не убежит - там мало и быстро кончится. Для него, похоже, мои сказки, как для Фореста Гампа коробка конфет. Хер его знает, какую вытащишь, зато папино. Младшему пока что "сониплейстейшн" куда более жуткие ужастики кажет, чем воображалка на папину писанину... рановато ему. Но у меня не стало выбора - как только начал писать, уже тогда было ясно, что рано или поздно мне придётся что-то отвечать своим опупевшим от папиной писанины детям... Надеюсь, от внуков таки смоюсь (смеюсь)...
   Добавлю, что я вообще хотел бы, чтобы меня читали те, кому интересно и тогда, когда захотят. Я просто уверен, что после моей пусть и матершинной, а местами и корявой писанины, любой читатель найдёт над чем задуматься и захочет изменить что-то к лучшему вокруг себя. Потому что так жить, как живут мои персонажи-современники, как живёт большинство из нас - нельзя! Не по-человечески это - с любой точки зрения. Пора осознавать то, что мы, люди, способны не только на страдания от своего бездумия.
   Если не секрет, кем Вы их видите в будущем?

 
Во-первых, не тайна. Потому что долблю им постоянно, что им не обязательно в офицеры и писатели, но обязательно найти то, что их заинтересует и даст дорогу к совершенствованию.
   Во-вторых, я хотел бы, чтобы мелкий ( ему Бог уши дал такие, что скрипку берут) стал хорошим музыкантом. Минимум, исполнителем. А максимум... хочется, чтобы он мог писать хорошую, нравящуюся людям музыку. И чтобы непременно ему самому нравилось этим заниматься. Со старшим проблема - он имеет просто громадный потенциал. И поэтому может стать кем угодно. Я занял зрительское кресло и жду его выбора... Не факт что он мне понравится, но кто я такой чтобы отбирать у него его право на выбор предоставленное всем нам? Просто жду момента когда понадобится моя помощь. Просто дал ему понять что в этом вопросе я всегда рядом и готов включиться в его решение по первому его слову, но не факт что наши мнения совпадут, поэтому принимая решение и переходя к просьбам о помощи, он должен чётко понимать свою мотивацию. И суметь отстоять свои интересы не одним банальным " я так хочу" но и весомыми аргументами, которые успокоят мать и убедят меня в том, что выбор сделан осознано, а значит подлежит исполнению и анализировать его смысла не имеет.
    Удачи и счастья Вам и Вашим детям! Спасибо за интересную беседу.
   Вам спасибо.
   Ненавижу выкать тем, кого уважаю и считаю близким. Святослав на "вы" не зря хаживал. "Вы" у славян было понятием "чужие". Потому что своих всех знали и были меж собой на "ты". Но это было в те времена, когда славяне ещё могли с гордостью заявлять то, что их Боги не считают их рабами. Пожелаю всем читателям чёткого осознания своего места в жизни и понимания того, что свобода выбора - это не только предпочтение, но и ответственность, причём перед самим собой тоже. Пожелаю умения радоваться жизни, даже тогда, когда она так похожа на смерть.
   И отдельное спасибище за беседу Владимиру Константиновичу Олейнику. Считаю его серию интервью с писателями "Окопки" не только своевременной, но и архиважнейшей задачей, которой вообще никто не занимается. И это при том, что все вокруг давно ноют о нашей безвестности для широкого круга читателей. Наша неузнаваемость понятна. Некогда нам о себе любимых - тут бы задуманное дописать. И вот такая забота о нас со стороны Володи... в общем тепло на душе. И ещё спасибо за отсутствие ощущения того, что каждое сказанное мной слово непременно будет рассмотрено всесторонне для определения оттенка подачи читателю. Без подшкурного ёрзанья - "с какой целью интересуется, гад?".
   Старался быть предельно честным и открытым, потому что всё это для тех, кто мне свои. А своим, как и самому себе, врать и рисоваться - бесперспективняк, если уже не безнадёга.
   Быть Добру, ребята...
  

Оценка: 8.63*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Печатный альманах "Искусство Войны"
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на Okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с) Okopka.ru, 2008-2013