Okopka.ru Окопная проза
Олейник Владимир Константинович
Разговор с Анатолием Гончаром

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Беседа с писателем Анатолием Гончаром


  
   Анатолий Михайлович, в Вашей судьбе успешно соединились две ипостаси - Солдата и Писателя. Нет ли в этом единстве противоречия? Или они взаимодополняют друг друга?
  
   Никогда не задумывался... Не делю себя на две половинки. Так что, наверное, одно другое дополняет. А относительно "успешно"... Я бы так не сказал. Казалось бы, достаточно много написано, а ощущения настоящего писателя в себе нет. То есть моё детско-юношеское восприятие писателя - как человека-профессионала, денно и нощно работающего над книгами, не соответствует моему реальному самоощущению. Нет того романтично-поэтичного образа - человека, ежеминутно погруженного в процесс творчества. Все-таки "писательство" для меня, скорее, хобби, некая неосознанно-осознанная потребность.
  
   Дважды Афганистан появлялся в Вашей биографии. Что это были для Вас за Афганы -- общее и отличия? И в чем разница на войне между солдатом-срочником и профессиональным солдатом?
  
   Откровенно говоря, не настолько хорошо помню, чтобы рассуждать о разнице, а придумывать не хочу.
  
   И тогда сразу -- о Чечне. Какую роль она сыграла в Вашем выборе? И чего в нем было больше -- выбора профессии или судьбы?
  
   Если говорить о причинах моего возвращения в Вооружённые Силы, то Чечня действительно стоит на первом месте. Что к чему - объяснять долго... просто однажды ручейки времени сплелись так, что не оставили иного пути. А касательно второго вопроса: "судьба, профессия"... И то, и другое понемногу. Одним словом - жизнь, просто жизнь. Которая, кстати, не заканчивается. Так что впереди ещё возможно будут другие профессии, а уж куда занесёт нелёгкая (она же судьба) предугадать невозможно.
  
  
   Кавказ - это Россия? Что наша армия делает на Кавказе?
  
   Армия находится на Кавказе потому, что мы не имеем права разбрасываться землями, которые по крупинке на протяжении столетий собирали наши предки. Другое дело, что решение проблемы терроризма лежит не в военной плоскости, а в политической. Если бы политики всерьез захотели покончить с войной, они бы с ней покончили. Все прекрасно помнят решение вопроса с подавлением антоновского восстания, и с решением Сталина по Чечне. В первом случае жестоко, во втором - жёстко. Но, если задуматься - сколько жизней удалось при этом сохранить (с обеих сторон)? Тысячи!
  
   Почему люди примыкают к боевикам? Радикализм - это понятно, но во многих случаях их толкают на путь терроризма вполне земные причины: ощущение несправедливости, ненужности, бедность - как следствие безработицы, желание подзаработать на крови при одновременной возможности избежать наказания. Поэтому, даже не применяя жёстких мер, можно снизить угрозу терроризма в разы, если:
   - навести элементарный порядок во властном дивизионе, тем самым добившись хотя бы минимальной социальной справедливости;
   - построить заводы, фабрики, дать людям хорошо оплачиваемую работу (вопрос труда и его оплаты касается не только Кавказа, но и всей страны);
   - ввести смертную казнь за терроризм, полностью прекратив практику всяких примирений и амнистий. А то ведь как здорово получается - пошёл абрек в лес, побегал, пострелял, поубивал и, если у него хватило ума не фиксировать себя на видео на фоне убитых, пришёл, сдался и амнистировался. Чем не житуха?
   Представьте себе такую вещь: например, объявилась к какой-нибудь области банда - грабила, убивала, а когда её стали прижимать, "добровольно" сдалась властям. После чего членов банды умыли, приодели и в качестве реабилитации пригласили работать в местные властные органы. Заметьте, пригласили именно их, а не мирных граждан, живущих в этой же области. Вы можете себе такое представить? Конечно, нет. В обычных Российских городах и весях это невозможно, а в проблемных регионах - пожалуйста. Конечно, бывшие бандиты пробираются во власть везде, но не так открыто. Самое смешное, что я не спешу обвинять в этом конкретных боевиков (хотя личной ответственности с них никто не снимает), ибо во всем происходящем в первую очередь виновата вышестоящая власть. Те же, кто внизу, обычные марионетки, действующие в пределах отводящихся им рамок. Да, для меня террористы - это тупые марионетки, не понимающие, что они творят. Допустим, террористы победили. Допустим, перерезали всех русских и всех, кто (не важно какой национальности) стоит за Великую Россию. И что дальше? У них будет счастИЕ? Как бы не так! На осколки России тут же ломанутся такие орды, что Батыю и не снились. В считанные годы под "копытами иноземных коней" распадется в прах сберегаемая веками самобытность народов. Да и сами народы уйдут в небытиё. И хорошо, если ассимилируются, а не будут уничтожены. Я всё мечтаю, что когда-нибудь до боевика ("чеха" и т. д.) дойдет, что стоит только исчезнуть русским и он - "гордый воин", - и множество других "гордых" народов станут никому не нужны. Запад не потерпит сотни тысяч, если не миллионы людей, которые из всего спектра труда любят только стрелять и гордиться своей горячностью. Надеяться на демократию не стоит. Как только не станет России, как противовеса Западу, игры в демократию закончатся окончательно, как в своё время с развалом СССР закончилась игра в миролюбие. Сколько с тех пор стран подверглись нападению США?
   Российским террористам пора бы понять: воюя за всяческие "великие халифаты", в конечном итоге они воюют против самих себя. Впрочем, если человек - шакал по сути, то его надо давить или сажать в клетку.
  
   Ваш опыт учебы на биофаке МГУ и работа фермером наложили отпечаток на мировоззрение?
  
  
   У меня такое впечатление, что моё мировоззрение не менялось, оставаясь таким, какое есть всю жизнь. Или это склероз?
   А что касается МГУ, то учиться там было интересно. Как-то сразу сложился дружный коллектив и, не смотря на то, что я проучился совсем немного, потом ещё долго переписывался и общался с бывшими однокурсниками.
  
   Вы родом из Тамбовской деревни. Скажите, в чем причины массового ухода русского крестьянина от земли?
  
  
   Отсутствие перспективы. Зарплаты мизерные, школы, больницы сокращают повсеместно, закрываются Дома культуры, библиотеки. Добавьте к этому отсутствие хороших дорог, общественного транспорта. Те дороги, что были построены при Советском Союзе, покрылись рытвинами и никем не ремонтируются. Конкретный пример: у человека случился сердечный приступ, но, как оказалось, в РАЙОННОМ центре отсутствует врач-кардиолог, и больного в тяжелейшем состоянии пришлось везти на расстояние 50 км! Он умер в дороге. Возможно, его бы не удалось спасти в любом случае, но...
  
   В начале 90-х Вы в Москве встречались с Чубайсом...
    
   Встречался - это громко сказано. Присутствовал на выступлении - это да, было.  
    
   Вы могли себе тогда представить последствия политики приватизации?
    
   Что переход к капиталистической экономике не сулит нашей стране и нашему народу ничего хорошего - знал с самого начала, понимал - будут хапать, рвать и т. д. На тот момент ясно отдавал отчёт - многое делается не так как должно, но не предполагал, что экономику страны будут гробить целенаправленно. Для этого не хватило "воспаленности" мозга.
    
   И -- Ваши впечатления от этого человека?
    
   Да уж не дурак.
  
   Герой жизни и герой литературы. Насколько они соотносятся в Ваших произведениях? Есть ли в Ваших героях идеальное начало? Или они "максимально приближены к действительности"?
  
  
   Образы героев складываются по-разному: иногда это придуманный персонаж, иногда собирательный, иногда полностью списанный с реального человека. Так и с сюжетом. Иногда история от начала до конца выдумана, иногда творчески переработана, иногда абсолютно реальна. И самое смешное: зачастую подлинную историю легче принимают за вымысел и труднее в неё верят, чем в придуманную.
  
  
   В своих армейских произведениях Вы скрупулезный реалист деталей. Не мешает ли это Вам в изображении человека? Не сковывает ли?
  
  
   Мешает. Возникают сложности с раскрытием образов, существуют ограничения и в развитии сюжета. Как следствие - повествование становится не столь интересно, как оно могло бы быть. Стараюсь совместить достоверность и увлекательность сюжета, но, к сожалению, не всегда это удаётся.
  
  
   Повесть "Обыкновенная жизнь" сочетает в себе и любимый Вами сюжет, и бытопись, и характеры современников. В ней заложено семя романа о нашей эпохе. Вы не думали прорастить его? И как Вы сами оцениваете эту повесть?
  
  
   У меня нет однозначного мнения об этой повести: разброс действий по отношению к ней от "пущай будет" до "запихать в стол и никому не показывать". Желания "прорастить" не возникает. Вообще у меня редко появляется настроение править и дополнять ранее написанное. И дело даже не в моём извечном нежелании заниматься "шлифовкой": банально жаль времени на возвращение к старому, ведь у меня множество задумок других произведений, начатых и отложенных в сторону порой на середине пути - они все ждут, когда же я к ним вернусь. Но время идёт и ненаписанное всё накапливается и накапливается.
  
   Образ прапорщика Ефимова считают Вашим альтер-эго. Насколько он Вам близок?
  
   Глупо отрицать, что некоторые черты главного героя и отдельные события, описываемые в книгах про Ефимова, автобиографичны. Но я бы не стал связывать воедино этого литературного героя и себя лично. Всё-таки литература -- это литература, а жизнь жизнью. И, если уж зашла речь о героях моих произведений, то, наверное, не раскрою тайны, сказав, что мой любимый персонаж - Димарик.
  
   Действительно, Димарик - один из самых любимых читателями Ваших героев. У этого персонажа есть прототип и насколько он соответствует своему литературному воплощению?
  
   Прототип Димарика - лицо реальное. И в значительной мере - соответствующее "литературному воплощению". Он хороший человек, и мне хочется, чтобы всё у него в жизни было хорошо.
  
   Что в Ваших произведениях главное?
  
   У меня всегда во главе угла стоял сюжет. Мне важно, чтобы читателю было интересно. Понимаю, что этого недостаточно, надо ещё многому учиться. Но буду надеяться, что лучшие произведения впереди.
  
  
   Над чем сейчас работаете?
  
   Сейчас можно сказать не пишу вообще (треть страницы в день не в счёт). Не вижу цели. А какие они могут быть? Выпустить очередную книгу? Уже не столь интересно. Заработать на изданиях? Несерьёзно. И вообще есть ощущение топтания на месте. Нет движения вперёд. Хотя бы минимального... Был бы незначительный рост тиражей с каждой новой книгой, а так - как лбом о стену... И, вообще, популярность жанра военной литературы - это отдельная тема. Говорить можно долго, но если кратко, то она слабо востребована, причём это касается в большей степени бумажных публикаций. В электронке-то ведь нас читают! Я не всегда понимаю читателей. Сам много читаю и постоянно покупаю книги понравившихся авторов. Я прекрасно понимаю, что если хочу видеть их новые книги, то тиражи книг должны раскупаться.
   Где-то я уже писал, есть автор, не стану называть его, читательская аудитория которого огромна, читатели засыпают его своими вопросами, просьбами писать больше, чаще и при этом его книги, изданные минимальными тиражами, чуть ли не годами стоят на полках! Специально залез в инет на Озон, как говорится - комментарии излишни. Массовый читатель не желает потратить несколько десятков рублей на приобретение экземпляра книги, а хочет, чтобы автор тратил своё время, нервы и т. д. на их написание. Как результат, произведений военной литературы книжного объема пишется мало. Взять хотя бы нашу Окопку - сколько повестей и романов написано за год? Согласитесь, немного. А издательствам нет смысла тратиться на раскрутку литературного направления, в котором нет определенного годового "вала". Как говорится, ничего личного - бизнес есть бизнес. Убыточно работать никто не станет. Взять, например, хорошую идею ЭКСМО запустить новую серию "Бой местного значения. Современная военная проза". Кстати, с логотипом "Окопка. ru" на обложке. Не знаю точно, но есть ощущение, что тема заглохла едва начавшись. А почему? По моему мнению (не претендуя на истину), первое - похоже элементарным образом нет достаточного количества рукописей, второе - книги этой серии пылятся на полках магазинов не востребованными.
   Пользуясь возможностью, хочу обратиться к нашим читателям: Дорогие друзья, хоть иногда покупайте книги наших авторов и тогда будет больше новых рукописей и новых книг.
   Так что пока относительно бездельничаю. Вот если захватит идея, сюжет, тогда да - возьмусь за перо. И не важно, какой будет жанр.
  
  
   Есть ли у Вас сожаление о ненаписанном произведении или о неиспользованном сюжете?
  
   Ненаписанного, но задуманного было слишком много, чтобы всерьез сожалеть о чём - либо конкретном. Да и стоит ли? Разве что о начатом, но ненаписанном романе в стихах "Антоновщина". Возможно, когда-нибудь всё же вернусь и к наговоренному на аудиокассету многотомному роману "Время" о российском крестьянстве 90-х.
  
   Почему они не были написаны?
  
   Банальное отсутствие свободного времени.
  
   Чего Вам не хватает для творчества?
  
   Я уже говорил -- времени! Ещё стимула и, пожалуй, усидчивости. Да ещё извечная леность...
  
   Какими бы Вы хотели видеть своих критиков?
  
   Интересный вопрос. Конечно же, доброжелательными, конструктивными и не мелочными. Хотя, пожалуй, самый злой мой критик - это я сам.
  
   А читателей?
  
   Счастливыми.
  
   Кажется, Вы ведь начинали как поэт?
  
   Стихи я начал писать в самом раннем детстве, даже имел некий успех, начеркав в шестом или седьмом классе нечто вроде дружеских пародий на одноклассников. Продолжил писать и в более зрелые годы. Писал о природе, о любви, много о войне. Даже имел публикацию в газете, и, почти сразу же после этого, внимательно приглядевшись к собственному "поэтическому творчеству", забраковал всё и на долгие годы забросил поэзию. Хотя продолжал писать прозу. Писал сказки и много крат больше придумывал: рассказывал своим детям и - благополучно забывал. Писал фантастику, приключенческие повести, но исключительно в стол (газетные публикации не в счёт). И так - долгие годы. К примеру, повесть по "Мокрому камню" вышла в бумаге (под названием "Приказ погибнуть" и переиздание "Сержантский трофей") через восемнадцать лет после написания. К поэзии я вернулся спустя десять лет: писал лет пять, написав пару десятков тысяч стихотворных строк. Далеко не все из них вышли удачными, но пара-тройка поэм, несколько десятков стихотворений мне нравятся. Что касается стихов на военную тему, то их немного, а удачных, с моей точки зрения, и вовсе единицы.
  
   Почему Вы последнее время не пишете стихов?
  
   Последнее время? Это, пожалуй, мягко сказано. Я почти не пишу их с 2005 года. Опять же - отсутствие цели. Невостребованность. Сильно бьёт по рукам ощущение того, что это никому, кроме тебя, не нужно. А поэзией нужно жить, дышать. Проза в какой-то мере проще и вместе с тем сложнее. Проза - терпение, труд, а поэзия - состояние души! При обязательной внутренней свободе. Возможно, я выражаюсь не совсем верно, но как-то так.
  
   Как лично Вы оцениваете перспективы жанра фэнтези?
  
   Оценивать перспективы не могу, но скажу, что, как читатель, являясь поклонником этого жанра, вовсе не отношу фэнтези к третьесортной литературе. В этом жанре работает значительное число по-настоящему талантливых авторов. Чтобы создать новый фэнтезийный мир, зачастую требуется куда больше умения, чем просто описать окружающее. К тому же многие писатели-фантасты в своих произведениях поднимают такие вопросы, упомянуть которые решится далеко не каждый "почвенник".
   Фэнтези -- сказка. Согласен. Но этот жанр владеет умами миллионов, а, следовательно, независимо от нашего хотения, воспитывает и направляет. Что же касается популярности жанра, то к этому приводит, кроме очевидно привлекающей динамики и яркости повествования, ещё и бессознательное желание людей хоть на какое-то время спрятаться от действительности.
  
  
   А сами Вы внутренне готовы опять поработать в этом жанре? Или попробовать себя в альтернативной истории?
  
   В жанре фэнтези -- однозначно, да. Пробовал и пробую. Вот только насколько хорошо получается, это вопрос. Кстати, сейчас я ни шатко, ни валко (по одной строке в день!) пишу тоже можно сказать своего рода фэнтези под рабочим названием "Будущее 2019". Впрочем, что вообще о ней говорить, если такими темпами рукопись растянется на годы? С другой стороны, если взяться за неё по настоящему, то можно закончить и в две недели. Хотя не важно... Так что с фэнтези я дружен... А вот с альтернативной историей сложнее. Не решаюсь за неё браться. Слишком хорошо следует знать описываемый исторический период - как одевались, как разговаривали, какие были взаимоотношения и так далее. Конечно, можно не обращать внимания на такие "мелочи"... но пока я к этому не готов. Хотя несомненно жанр "попаданчества" гораздо более перспективен в смысле популярности, а следовательно тиражей и гонораров.
  
  
  
   В обществе растёт напряженность. Говорят, надежда умирает последней. А на что в этой ситуации надеетесь Вы?
  
   На чудо. Вот только кто его сотворит?
  
   Верите ли Вы президенту?
  
   Нет.
  
   Спасибо!
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019