Читая прозу Александра Карцева, всегда получаю эстетическое наслаждение. От многомерности и глубины! Он пишет предельно просто, но его простота такого свойства, что почему-то хочется вернуться... И тогда внезапно обнаруживаешь на знакомом месте уже другой смысловой пласт - такой же простой и ясный, как первый. И так - слой за слоем... Чтение Карцева - это погружение. Его проза - умная и глубокая! Лишенная внешней эффектности, но эффективная - как нож разведчика в ближнем бою!
Вот и рассказ "Данила". При первом прочтении кажется, что фрагмент семейной хроники (до предела "простой" Карцев ничего не выдумывает и пишет и пишет о своих родственниках). При первом прочтении и на поверхностный взгляд.
А при втором и третьем видишь элементы аллюзии и совершенно иной жанровой природы. Элементы, соединенные в причудливую смесь, которой до того не встречал нигде и ни у кого! Здесь тебе и просто история, и альтернативная история, и интеллектуальная проза с постмодернисткими приемами "нелинейного письма" (и это у сугубого-то и незамысловатого акына-реалиста "первого взгляда")...
Не буду "растекаться мысью по древу", а остановлюсь на некоторых социально-философских выводах. В своей "семейной хронике" Александр Карцев, как подлинный русский писатель, размышляя о семье, говорит о судьбе России. Без апломба и пафоса, но только с горькой безупречностью выкладок - по сути элементарных и очевидных. Сюжет рассказа - это история жизни его прадеда, обретающая зримые очертания в нескольких ключевых для героя и страны месяцах. Метафизический сюжет - это история героя, архетипичного жизнетворным силам и традициям русского народа, на фоне перемен. Это история столкновения разных сил внутри самого народа. Это история русского народа, который мы потеряли. И продолжаем терять до сих пор.
Предыстория гражданской войны 1918 года в рассказе - есть и зеркало наших восьмидесято-девяностых, да и сегодняшнего дня! История страны повторяется не только и столько во временных циклах, сколько в судьбах человеческих и в моделях их поведения. "В драке не помогут, в войне - победят!" - афористически сказал М.Жванецкий, давая одну из метких характеристик народа. Слова эти - словно и об экспроприации винзавода в рассказе заезжими "городскими", и о приватизации 90-х с рейдерством "нулевых", и обо всем том, что с нами происходило и происходит - вчера и сегодня!
А может История посылает нам всем испытание на прочность? Или все гораздо прозаичней и проще:
"Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие..." (Карл Маркс).
И горькие выводы - о веке "Русского креста", на котором распинался народ и ломались традиционные ценности. Эти выводы - для умного и глубокого читателя. Потому что Слово писателя - не газетная трескотня, не сиюминутное излияние, а результат серьезных размышлений. И художественный продукт - эстетического свойства и высокого качества.
В рассказе есть и элемент жанра утопии - диалоги об устройстве государства Российского по уму и справедливости. Чистейшей воды утопия - и до 1917 года, и после, и сейчас! Только вот без таких размышлений и "блаженных верований" нас бы уже и не было. Потому что, при всем скепсисе, автор безнадежно верует в Россию. И не желает уподобляться героям безудержной алчбы, разменивающим вечность на пятаки повседневности. Потому что для него, как и для героя рассказа, другие ценности главнее. Те, что идут от семьи и от земли. И вот за эти ценности и стоит драться! Стоит молча опоясаться ремнем и - сгинуть или победить! Потому что без него - это будет уже другая страна.
И это лишь один аспект такого "простого" и незамысловатого рассказа... Такого индивидуального и общего. Потому что при его чтении почему-то думается о своем - и о своих дедах и прадедах! Об их судьбе и судьбе их внуков с правнуками. Они - наше зеркало! Почаще надо в него заглядывать!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019