Okopka.ru Окопная проза
Олейник Владимир Константинович
Ярость бунта, или метафизика Беркема

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
Оценка: 4.95*57  Ваша оценка:


   Ярость бунта, или метафизика Беркема
  
   Талантливый писатель Беркем аль Атоми все больше и глубже входит в амплуа популярного "блоггера". При этом Великий Аноним варьирует образы-маски от "простодушно-хитроватого татарина" до "умудренного гуру". Неизменной остается эсхатологическая доминанта его посланий. Или, говоря языком "камрадов" блога, ожидание БП. Такого северного пушного зверька огромных размеров. Измышления о природе перехода Беркема с языка "образов" на язык "плаката" оставим пикейным жилетам. Уж они нарисуют картинку! Для меня же ясно одно - возникла потребность! Прямого и непосредственного воздействия Словом! Потребность, делающая Художника площадным оратором. Все детали - за скобкой! Ибо неинтересны и несущественны. Главное в другом - как отличить пророка от профессионального кликуши? Хотя и этот вопрос решается довольно просто. Он заложен в содержании посланий. Поэтому проблема идентификации - не вопрос! Уже потому, что он гораздо умней, чем хочет казаться. Он гораздо глубже разбирается в предмете, чем показывает на публике. Что в принципе обнаруживает некое целеполагание. Возможное лишь при наличии некой идеи. Вот как раз с идеей и целью Беркема и нужно разобраться. В смысле понять. Как и поставленные им перед собой задачи и используемые средства.
   Герой романа "Мародёр" - демонстративный обыватель. Задумывающийся не о природе вещей, а о природе обстоятельств. Точнее, приспосабливающийся к обстоятельствам. Заподозрить аутентичность героя автору - легко. Но это будет даже не ошибка, а ловушка. Подстроенная все тем же автором. Герой - одна из ипостасей автора. Чисто гипотетических. Лишь одна из версий. Причем не самая ближняя. Потому что автор выбирает природу, а не вещевой склад. Путь героя - это логическая ловушка. Тупик, в который он сам себя загоняет, сделав неверные исходные шаги. Ошибка героя - метафизического свойства. Невозможно спастись в одиночку. Нет ковчега при Апокалипсисе! Это одна из идей романа, исполненная образными средствами. В ней же заложено и зерно понимание природы произошедшего катаклизма. Чтобы добраться до него, требуются усилия мысли читателя и время. Автор же ощущает не просто страшный - панический дефицит Времени! Поэтому достучаться до сознания аудитории нужно быстрее. Отсюда и выбор прямого пути непосредственного воздействия через блог.
   Что же хочет довести до публики Беркем? Мне кажется - свой страх! Страх понимания ситуации, происходящей с миром и человеком. Он - один из немногих, "контуженных" при распаде СССР. Контузило-то практически всех. Но большинство - в живот и в задницу. Беркема - в мозг! Вполне возможно, он и был тем самым типичным обывателем, проживавшим календарное время под заточенный шаблон "советской империи". Но, когда в одночасье распалась эта самая "империя", то энергия распада ударила его по голове внезапным открытием - уже не существует Большой Страны! Где он родился и жил. Пришло внезапное осознание, что окружающий мир не просто хрупок и непрочен, он фантомен! Его держат лишь инерция движения и иллюзии в массовом и индивидуальном сознании. Причем скрепы между массовым сознанием и индивидуальным больше нет. Потому что нет Большой Идеи. Ее пытаются заместить фантомами. С целью дальнейшего дробления и разрушения. Страх Беркема оттого, что он, "контуженный", видел и буквально ощущал не замечаемое другими, большинством. Свое одиночество приходилось прятать в себе, где оно и прорастало - словами сквозь кожу!
   Предметом его размышления стала роль индивида в социуме. Сквозь призму недоверия к предлагаемым институтам и словам. Ведь он уже пережил крушение Империи и Идеи. Поэтому слова о величии страны были для него лишь словесной оболочкой пустоты. Распад в отдельно взятой голове взрывной волной разрушал общество. И наоборот - окружающие руины отражались в индивидуальном сознании. 90-е годы были временем практикующего торжества индивидуальных целей над общими. Временем мародёрства. Но ни индивид с мешком, ни сбитые стаи вокруг заводов и нефтяных вышек не вызывали умиления от торжества демократических ценностей. Скорее, он ясно видел дальнейшую перспективу развития подобного типа социума. Что и вызвало изнутри художественную образность. Близкую к картинам Иеронима Босха и "Откровениям Иоанна Богослова".
   Но, если читатели романа далеко и в процессе переваривания идей и картинок, то читатели блога - всегда под рукой! Их можно бить по голове словами, потрясать их воображение парадоксальной образностью, привлекать аудиторию провокативностью лексики и метафор, т.е. напрямую "взрывать мозг"! И Беркем взрывает - изничтожая едкостью слов понятия, институты и персоналии. Основной объект его философствующего сарказма - идея господства над миром "золотого миллиарда". Прикрывающаяся понятиями и терминами "глобализм", "демократия", "свобода"... Прикрывающая передел мира и непрекращающуюся войну через умы за ресурсы. Беркем отказывает этой идее в праве быть Большой. Не столько из-за личной обиды, сколько из онтологических соображений. Это - колониальная идея! Беспредельность потребления, лежащая в ее основе, самоубийственна для всех - не только ее адептов, но и всего живого. Поэтому символ этой идеи - США! - становится личным врагом Беркема. Как и его производные. Особенно - инфицированные в массовое сознание людей его страны. Здесь и сейчас! Поэтому он резок и прямолинейно груб, поэтому он - "на тропе войны". Да, именно - войны! Блоггер ведет боевые действия против... Против чего и кого - понятно. Но вот - за что воюем?
   Беркем сражается за свою Страну, которая невозможна и несостоятельна без Большой Идеи. Идея жизнеспособна лишь в сознании Человека. Самодостаточного и личностного, а не оскотиненного любителя "клинского" или лишенного половых признаков теле-"домушника". Быть Человеком - это быть собой, а не казаться и не довольствоваться своими причандалами и прикидом. Быть органичной частью Природы, а не царем помойки. Беркем воюет против уничтожения своего народа - в самом прямом смысле. Лишенные самостояния, лишаются и исторической перспективы. Как и права на жизнь. А мы видим целенаправленное и методичное уничтожение будущего России. Под мягкой анестезией СМИ. Это движение, эта политика действия и бездействия ведет к тому самому малоцензурному пушному зверьку. Многие это понимают. Но лишь немногие, подобно Беркему, способны бить в набатный колокол.
   Понимание индивида - это неизбежная попытка понять Человека! Вариантов не так и много. От набора клеток, аминокислот и молекул до творенья Господнего. Каждая позиция, в принципе, имеет право на существование. Ибо все относительно - особенно перед бесконечностью Пространства и Времени. С точки зрения математики, такая комбинация молекул и аминокислот вероятна (привет академику Опарину). Но уж случайность такой вероятности - ничтожна. Даже математически. Соблазн "тварности" подкупает. Даже если природа или еще кто-то поколдовали на обезьянах. Что должно свидетельствовать о наличии Творца. Как и обосновывает наличие институтов, пытающихся регулировать отношения человека с Богом. Религия - это тоже Большая Идея. И церковь - инструмент ее. В идеале человек сам вроде бы выбирает, но... Вечно спешит да торопится по своим неотложным делам. Да и первичную настройку кто-то должен делать. А о церкви Беркем высказывается так же резко, как и о других общественных институтах. При этом он не антирелигиозен, а антиклерикален. Причем радикально. Радикальность, возможно, связана с тем, что церковь он ставит в один ряд с государственными институтами. И воюет с "попами", как с чиновниками. Это ошибка в подходе. Потому что церковь чуть старше государства и чуть мудрее. Ее нерадикальность - тоже признак мудрости. Ибо пастыри рядом с паствой. А паства весьма далека от совершенства и подобия Творцу. Обыденность и страсти со страстишками, как и леность мысли, нивелируют идею богоподобия внутри самого человека. Пока жареный петух не прицелится клювом. Церковь направляет, но идет - сам человек. По собственному выбору.
   Радикализация церкви и паствы происходит в кризисные периоды. В другое время радикализм превращает церковь в секту. Церковь держит человека. В том числе - и страхом Божьим. Чтобы не падал слабый человек и не увлекал за собой других. Поэтому Церковь - союзник Беркема, а не враг. Хотя Беркема она врагом-то и не считает. С высоты своего исторического времени.
   Человек в массе своей не способен к скачкообразному развитию. Особенно в морально-нравственном плане. В большей степени он подвержен энтропии. Эдакая комбинация клеток и аминокислот, теряющая в движении свою энергетику и разрушающаяся в итоге. Счастье человека - в самоблокировке подобного знания. Но ведь живет и передает эстафету себе подобным. Тогда в чем смысл подобного бытия? Сразу вспоминается анекдот про старого еврея, торгующего вареными яйцами. Покупал по рублю, варил и по рублю же продавал. На вопрос - а в чем смысл? - отвечал - А в наваре! Может быть и смысл жизни - в самой жизни. Как таковой. И смысл культуртрегерства Беркема - в самой деятельности. Именно она, своим яростным сопротивлением, рождает надежду на жизнь Страны и Народа. Вопреки всему - глобальным проектам, навязываемым моделям, энтропии. Таких, как Беркем, регулярно придумывает Жизнь. Чтобы внезапно не остановиться.
  
  
  

Оценка: 4.95*57  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Печатный альманах "Искусство Войны"
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на Okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с) Okopka.ru, 2008-2013