Okopka.ru Окопная проза
Олейник Владимир Константинович
Субъективные заметки о феврале и искусстве

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:

  
  
   15 февраля исполняется двадцать лет выводу советских войск из Афганистана. Для сотен тысяч участников афганских событий - это ДАТА! А для страны? Не знаю. Потому что ее не существует в информационном пространстве. Нет, конечно будет сообщение в новостях и мелькнет картинка. И всё! Тема закрыта. По всем общедоступным каналам - "Пираты Карибского моря" и прочая выходная хрень. Задумался. Телевидение сегодня в жесткой вертикали государственных рук. Значит - на дату нет заказа от власти. Завспоминал.
   Ввод советских войск в Афганистан мотивировался "интернациональным долгом". Пребывание "ограниченного контингента" в соседней стране изображалось журналистикой штампами по раздаче муки и посадке деревьев. Все это было настолько в глянце, что даже последний идиот не поверил бы. А идиотами никто себя не считал. Информационным прорывом стал роман Александра Проханова "Дерево в центре Кабула" в 1982 году. И то - это был не роман, а скольжение авторского "Я" по собственной персоне. Но для года смерти Брежнева из публикации было понятно - там происходит совсем не то. И даже не в тех размерах. А на кладбищах росли обелиски с датами смерти - 1980, 81, 82, 83... И датами рождения - 1960, 61, 62... Если с информацией по Афганистану было все понятно - молчать! Особенно на районно-областном уровне. А вот с цинками в аэропорту, которые выносили из самолета солдаты, такое уже не проходило. И что было прикажете делать бедному курганскому обкому партии и комсомола в связи с присвоением звание Героя Советского Союза девятнадцатилетнему Николаю Анфиногенову? Разумеется - посмертно. Надо ж реагировать - а как? Головная боль! Лучше б дали по-тихому орден какой - и всё. Головная боль обкома - была реальной проблемой власти. А мать Николая и десятки, сотни, тысячи матерей и близких погибших - досадное приложение.
  Это была не просто система. Это было отсутствие политики. Точнее, такая политика. В отношении ЧЕЛОВЕКА. Она была не новой и не случайной.
   Сразу после Великой Отечественной войны - по просьбам фронтовиков! - отменили орденские доплаты. Или Родине денег не хватало, или орденов многовато выдали. Во время и после Великой Отечественной - по улицам городов, на вокзалах, базарах на тележках ползали обрубки человеческих тел. В гимнастерках. С теми самыми орденами. Просили подаяния. Потом в один день они все как-то пропали. Исчезли. После 1946-47 годов из литературных журналов как-то исчезла тема недавней войны. Пресса говорила о восстановлении, строительстве и замечательно-прекрасной новой жизни. Это была политика. Жесткая и жестокая. Тема войны и страданий человека была, мягко говоря, нежелательна. Вот ее и не было. Она была только в песнях. Точнее, в их интонациях - надрывных, протяжных, тоскливых... Песнях военных лет, которые не звучали по всесоюзному радио. Они были народными по преимуществу. Эту интонацию в детстве уловил Высоцкий. Потом такие же интонации появятся в "афганских" песнях. Первом творческом осмыслении событий "за речкой". К концу 80-х Афганистан назовут ошибкой и "школой мужества". Под эту "школу" будет заказ и потоком хлынет первая волна "афганских" фильмов. Полных расхожих штампов. Начнется и первая волна "афганской" литературы. Скорее разной, чем хорошей. Это тоже была политика. Потому что в борьбе за власть пытались опереться на сотни тысяч РЕАЛИСТОВ. Потому что среди участников афганской войны - появился и такой термин! - были герои, работяги, подлецы, дураки. Но восторженных идиотов не было! В 90-е "афганцами" пользовались как коммерческим брендом, как голосами избирателей, как... А потом от них потихоньку отстали. Отвернулись. Забыли. Появились другие проблемы. Другой мейнстрим. Появилась Чечня. И художественный проект под именем Афганистан ушел в тень. Ушел в Интернет, на Артофвар.
   23 февраля вся страна будет праздновать и отмечать. Что? А что будет отмечать субъект федерации - Чеченская республика? И что покажет телевизор?
  Его содержимое - все та же политика. С 2000 по 2005 год экран заполонили сериалы и боевики про, опять мягко скажем, контртеррор. Полные правдо- и неправдоподобия. Создававшие образ противника и врага. Это был государственный заказ и государственная политика мочения в сортирах. Аналогичные сериалы появились и на книжных полках. На 90% - "боевая" лабуда. Ненаучная фантастика, имеющая место в любой заказухе. Герои этих книг и сериалов убивают врагов десятками и сотнями. Без малейших эмоций и внутренних потрясений. Если сосчитать общее количество убитых террористов, то оно превысит все население двух-трех северокавказских республик! Только вот на книги был заказ потребительского спроса. Это был общественный запрос - и он стал жить своей отдельной коммерческой жизнью. А телевидение - как обрезало! Изменились приоритеты. Или политика поменялась. Но и в том, и в другом случае жертвами оказались участники тех событий - солдаты, офицеры, мирное население... Ими опять воспользовались в политических целях. Представили в качестве героев. А потом попросили освободить сцену. И уже художественный проект Чечня уходит в тень, в Интернет, на Артофвар, Окопку... Политики найдут слова и все обоснуют необходимостью и благом народа... Благо так много появилось идиотов. Которые хоть и не верят словам, но хорошо управляемы потребительскими стандартами - пиво, футбол, "Дом-2" и "Комеди клаб" для "интеллектуалов". А перед контуженными войной может даже и извинятся. Потом. Может быть. А пока - они и их проблемы не вписываются в проблемы и контекст времени, в телевизионные программы и настроения публики. И нет им дела, что Война - это искажение Судьбы. Судеб.
  А не виртуальная игра. Не случайно отсутствие государственной политики в этом сегменте искусства заместилось последние три года бумом "альтернативной истории". С массовым "попадаловом" в прошлое. И переделыванием его под свой утилитарной взгляд. На Историю и Россию. Может показаться, что это хорошо. Утверждаю - это плохо! Потому что будущее не есть переделка прошлого. Переделка прошлого - это поле деятельности Министерства Правды у Оруэлла. В "1984". Переделка прошлого - это кража будущего! Отсутствие политики по отношению к прошлому, и особенно собственному прошлому, опасно. Для всех. Даже для идиотов с пивом. Которых можно напугать только отключением "Дома-2".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019