Okopka.ru Окопная проза
Гудзь Павел
Феномен "зомби" в современной культуре

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:

В статье представлен краткий анализ развития и распространения данного явления в современной массовой культуре, прежде всего в сфере кинематографии, на основе проведения исторических параллелей и оценки психологических факторов влияния феномена на массы выявлены заинтересованные в его дальнейшем развитии силы и дан прогноз дальнейших тенденций развития

Засилье персонажей формата "зомби" в современной "массовой культуре" не вызывает ни у кого удивления. Потому может показаться, что тема недостойна упоминания, а автор "высасывает проблему из пальца". Однако стоит учесть, что всё отнюдь не ограничивается третьесортными боевиками: уже появились "научные исследования", описывающие быт, анатомическое устройство и прочие аспекты данных персонажей, математические модели, описывающие тенденции "роста популяции зомби", в некоторых школах СГА уже читаются уроки на тему "как спастись во время зомби-апокалипсиса", общее количество фильмов по данным персонажам мало того что велико - в них отслеживаются чёткие тенденции и закономерности (см. таблицу.)

Табл. 1

Сравнение скорости передвижения "зомби" и бегущего человека.

  

Стоит упомянуть и об участившихся в тех же СГА "зомби-атаках" - ситуациях, когда люди, возомнившие себя зомби, пытались заживо съесть других людей. Здесь принципиальным моментом является "материализация" настойчивой пропаганды в виде действий по её шаблонам отдельных, наиболее эмоционально неустойчивых индивидуумов. Сами по себе, естественно они (пока?) не могут представлять значимой опасности для общества - однако служат "живым индикатором" тенденций, имеющих место в данном обществе.

Здесь мы соприкасаемся со вторым важным аспектом фантастики, особенно современной: реализацией очень многих её прогнозов. Мало кто знает, но не только сбылись основные "вековые" мечты человечества типа "полёта на воздушном шаре", "полёта на Луну", "возможности разговаривать через океан" и т.д. - они сбылись настолько буквально, что "дух захватывает". Например, вес корабля, который был отправлен к Луне, его размеры, точка приземления на поверхность спутника земли в эпохальном произведении Жюля Верна и в нашей реальности совпали с точностью до 1/10 (то есть в пределах статистической погрешности) и даже американские имена космонавтов оказались созвучными именам английских персонажей романа. Аналогичные примеры столь многочисленны, что засорять ими статью нет никакой возможности, желающие могут гуглить по запросу "реализация идей фантастов" - сами найдут много удивительного

И тут мы закономерно переходим к рассмотрению наследия другого "культового автора" - Герберта Уэллса. Возможно, современным читателям это и покажется неинтересным, однако уже тогда в его творчестве были отражены все те "технические открытия", которые спустя 10 лет убили миллионы европейцев, точно как в его книге "Война миров". "Боевые треножники" оказались танками, "тепловой луч" - огнемётами (немногие сейчас знают, что первые и вторые сыграли решающую роль во взломе оборонительных полос двух мировых войн, а вторые - ещё и в массовом уничтожении мирного населения фашистами на территории СССР), а уж про "огни в небе от летающих машин марсиан" и "облака удушливых газов" не стоит и говорить - первые материализовались в бомбардировщики, вторые - в боевые отравляющие вещества. Для этого не понадобилось никаких марсиан: сами люди с успехом изобрели, усовершенствовали, выпустили и применили в промышленных масштабах придуманные фантастом средства массового поражения. В данном случае многие исследователи склонны зацикливаться на вопросе, что является первичным. То ли великий фантаст (как и многие пророки до него) силой своего интеллекта смог заглянуть в будущее, а потом рассказал об увиденном своим современникам, заменив марсианами немцев (англичан, французов и прочих геополитических противников). То ли он просто уловил образы "коллективного бессознательного" витавшие в воздухе - две созревающие мировые бойни с применением новейших технических средств - и описал на доступном простым читателям языке зревшие в недрах генштабов и на полигонах идеи, которые потихоньку становились явью прямо на глазах. То ли вообще, нарисованные фантастом "из головы" картины оказались столь захватывающими, что вдохновили изобретателей на воплощение в жизнь описанных идей.

В нашем случае мы считаем это совершенно неважным. Важно другое: анализ действительно важных тенденций фантастики позволяет судить как о настоящем, в виде основных страхов и ожиданий общества, так и о ближайшем будущем - о масштабах и формах реализации этих страхов. В случае Герберта Уэллса прогноз был о массовых столкновениях высокоорганизованных сил, целых цивилизаций, в ходе которых более развитая технически армия (марсиане) с большими потерями разгромила противника. Исторически точно так и произошло - и в первую мировую войну, и во вторую. Оставим в стороне многочисленные замечания технически подкованных читателей: "а вот немцы изобрели летающие тарелки и всё равно ВВ2 продули!" на том простом основании, что воевали не экспериментальные образцы, а массовое оружие. СССР (и союзники за компанию с ним) за эти войны произвели несопоставимо больше всего, начиная с винтовок и пулемётов и заканчивая линкорами и авианосцами (ну и людей мобилизовали тоже, главного оружия любой войны) и потому выиграли у немцев и прочих "стран Оси", у которых всего этого было меньше.

Так какие же выводы мы можем сделать на основании анализа феномена "зомби" в современной культуре?

Перед началом любого исследования необходимо определиться в значениях используемых терминов. Как известно, в африканской традиции, "зомби" - это не до конца умерший человек, который путём комплексного химического и физического воздействия (отравление специальными ядами плюс закапывание в землю на строго дозированный срок) утрачивает некоторые функции высшей нервной деятельности, прежде всего собственную волю, взамен обретая повышенную выносливость и пониженную потребность в пище. То есть это не "оживший мертвец" - это "отуплённый не до конца убитый человек". У данного феномена есть даже физиологическое обоснование: человек под воздействием интоксикации и кислородного голодания действительно переносит отмирание некоторых отделов головного мозга (в зависимости от масштабов и длительности этих видов воздействия - более или менее обширное). Поскольку деятельность человека, связанная с целеполаганием и волевым усилием является наиболее сложной, то с отмиранием высших отделов головного мозга она страдает первой. И в таком виде зомби действительно отмечены и описаны - вполне заслуживающими доверия исследователями быта африканских племён.

Современные кинематографические зомби существенно отличаются от своего "реального прототипа". Это уже умершие люди, которые неким сверхестественным образом (военные вирусы, нечистые высшие силы, заклятия и проч) частично воскрешены, точнее это трупы, наделённые двигательной активностью для достижения своих, простейших задач: поедания плоти живых людей и превращения их в таких же зомби путём укуса. Нетрудно заметить что здесь произведена максимальная редукция всех основных функций как человека, так и общества: из целей - только питание, причём в формате каннибализма (который отсутствует почти у всех высших животных в природе), "размножение" - извращённое, не путём появления новых организмов, а путём "инфицирования" существующих, в формате эпидемии, из всего разнообразия социальных взаимоотношений - только координация усилий для совместного достижения этих двух целей. Видимо, именно такой образ "зомби" - не просто как единичных особей, типа маньяков, но как массового явления, способного стать многомиллионным и охватить весь земной шар, почему-то показался оптимально подходящим современному кинематографу.

Для лучшего понимания применим схему аллегорий. В прошлом "коллективное бессознательное" чуяло надвигающуюся большую войну - столкновение двух огромных, технически вооружённых и организованных сил. Соответственно фантасты писали об этом. А сейчас (на примере зомби) о чём пишут и снимают фантасты? Массовое дикое буйство совершенно хаотичных толп нелюдей, которых кроме разрушения и распространения разрушения путём вовлечения в свои массы новых членов, ничего не интересует. С чем же это может быть связано?

То что написано ниже - разумеется, чистое ИМХО и само собой, может быть только нелепым домыслом. В этом качестве и прошу рассматривать данный текст.

1. Навеваемая всеми СМИ (и "специалистами" от экономики) атмосфера "общего кризиса" когда по непонятной причине рушится экономика целых стран, качается мировая экономика. Без всяких внешних причин голод и массовые беспорядки угрожают уже ведущим странам мира, а не третьестепенным государствам Африки. То есть просто атмосфера непостижимого хаоса, когда все против всех по непонятной причине, и эта тенденции нарастает в прогрессии.

2. Раньше люди были неграмотны технически - поезд, не говоря уже о самолёте, вызывал у тогдашних крестьян суеверный восторг в смешении с опасением. Зато люди много общались друг с другом, от качества общения напрямую зависело выживание, и они прекрасно разбирались в психологии окружающих, знали чего от них ждать. Много совместного физического труда на свежем воздухе и малая скученность населения, в сочетании с традиционным обществом, способствовали выработке многих характерных для того времени черт: крепкому общему психическому здоровью населения, предсказуемому и довольно спокойному поведению людей в большинстве ситуаций, доминированию общественных интересов над личными и готовностью (возможно, порождённой необходимостью) людей с этим доминированием смиряться и его поддерживать. Сейчас всё наоборот: человека не удивишь никакой, самой современной техникой, даже полёты на Марс или путешествия во времени не вызывают у него особого интереса. При этом большинство людей проживают основную часть своей жизни за монитором компа или перед телевизором - откуда они слышат и видят поток негативной информации о маньяках, сплошном тотальном насилии, мистических силах и тех же зомби. В итоге современный человек - психически неустойчив, чувствует свою эту неустойчивость ("тараканы в голове") понимает что окружающие - такие же как он и потому не понимает и боится окружающих его людей очень сильно. При этом он - индивидуалист до мозга костей, понимает, ценит, любит и слушается только самого себя - и предполагая аналогичную доминанту у окружающих, вполне допускает, что они ради достижения своих собственных целей готовы пойти очень далеко. То есть представляют для него не помощь и поддержку, а реальную опасность.

3. Скученность населения. Всем известны самоубийственные забеги леммингов до берега Северного Ледовитого Океана и далее в его воды, когда леммингов становится слишком много. По данным некоторых исследователей, даже мелкие грызуны, типа крыс, при слишком большой скученности особей становятся непомерно агрессивными, вплоть до убийства себе подобных, аналогичный феномен наблюдаются у голубей и многих прочих высших животных. Всякий кто потолкался в столичной подземке в час пик подтвердит: нелюбовь к ближним при их чрезмерном количестве свойственна не только грызунам. Но убивать их нельзя - ни моральный, ни уголовный закон не велит.

4. Работа современных СМИ. Поскольку страх и ненависть биологически - чувства достаточно сильные, а вызывать их и поддерживать намного легче, чем любовь, уважение и так далее, то достаточно посмотреть на содержание современных новостных лент, послушать телевизионные и прочие сюжеты "из мира криминала" и так далее, чтобы понять - СМИ свою работу знают хорошо, и работают над сознанием зрителей активно. Но побочный эффект тот же, что в пункте 3 - желание массово убивать граждан и рушить всё вокруг. А опять же НЕЛЬЗЯ.((((

Из рассмотренного следует, что в восприятии зрителей организуется туго затянутый клубок проблем: ненависть к людям подогревается, но формально она запрещена. СМИ наличие такого противоречия возможно и устраивает, они может и не возражали бы, если бы население всего мира сошло с ума, но психика большинства людей с этим не согласна, и в рамках самосохранения ищет какие-то компромиссные решения. И тут зомби являются идеальным вариантом: с одной стороны, они не только не люди, но даже не животные (за которых, чуть что, тут же заступится Гринпис и куча прочих зелёных). Они - ходячие трупы, которые по какому-то недоразумению не упокоились с миром, и любыми способами вернуть их к окончательно мёртвому состоянию - не просто можно или нужно, а более чем естественно. С другой стороны, они не просто похожи на людей, они ещё совсем недавно были людьми, и ими может стать кто угодно - сосед, надоевший родственник и так далее. Достаточно пару часов потолкаться в переполненном метро, чтобы было понятно, насколько было бы соблазнительно зайти в него же с пулемётом, лентой на 600 патронов в рюкзаке и возможностью отнестись ко всем этим назойливым нежеланным попутчикам так, как они того заслуживают. Как к зомби!

Говоря иными словами, таким образом производится подсознательная легализация неограниченного насилия в отношении окружающих - начиная от своих сограждан и заканчивая самыми близкими.

5. Маленькое отступление.

Как известно, с середины прошлого века и до его конца крайне популярной темой фантастических произведений был захват контроля над осознанием землян разными нехорошими пришельцами с крайне популярными как для всего общества землян так и лично для каждого из них последствиями. Сейчас этот тренд намного менее популярен в фантастической литературе - по той же простой причине, по которой сейчас малопопулярны "марсианские треножники". Усилиями заинтересованных могущественных сил он нашёл воплощение в практической жизни. Руководимые по Интернету спецслужбами студенты в Египте и европейскими инструкторами спецслужб - молодые горожане в Ливии, до того жившие прекрасной жизнью, добровольно взяли в свои руки оружие, разрушили свои страны и убили своих же сограждан сами не понимая зачем - а теперь за сотню баксов в месяц едут убивать уже в Сирию. Те, кому их поведение кажется нелепым, пусть вспомнят развал СССР и мировой соцсистемы силами граждан этих же государств. До того у всех них была прекрасная налаженная жизнь, а теперь они вскоре станут сотнями тысяч убивать друг друга в гражданских войнах, разъедутся делать дешёвые ремонты и минеты во все страны Западной Европы и за океан, окажутся живущими в полуфеодальных обществах - и ещё будут считать это "свободой" и "большим прогрессом гражданского общества". Так вот, подумаем минутку над этим, вспомним слова очередного директора ЦРУ о том что "деньги гораздо выгоднее потратить на пропаганду чем на ракеты - те никогда не взлетят а пропаганда действует каждый день". И сделаем вывод: главная идея того времени - победа в противостоянии через контроль над мышлением населения противника - тогда была успешно решена.

А есть ли какая-то такая же "масштабная" сверхидея в нелепых зомби? Как известно, современное мировое капиталистическое общество покоится на двух основных столбах: "потребление" и "экспулатация человека человеком". Потребление никто не пытается даже замаскировать - оно выглядит соблазнительно, потому считается достоинством. С эксплуатацией похуже, и её всячески маскируют: например назвали её "сектором услуг". Вот даже недавно, будучи на Украине, увидел в больнице пометку для проституток так там они политкорректно названы "работницами сферы секс-услуг". Это у нас-то, которые сильно отстали от Европы в деле лицемерия и лжи!) Словом, как бы то ни было, эксплуатация человека человеком и тотальное потребление всего - главные составляющие современного европейского общества.

А что делают зомби в фильмах? Только одно: эксплуатируют людей вокруг путём крайнего их потребления: поедания. Всё.

Мне одному кажется, что это квинтэссенция и западного образа жизни, и их "христианских ценностей" и их экономики (потому что экономика всегда вторична по отношению к мировосприятию)? Они знают, что "Сатана лжец и человекоубийца от века". Они знают, что убивать - прямо или косвенно, путём жесточайшей эксплуатации наркотиков и т.д. целые народы только для того, чтобы ещё больше потреблять - не просто аморально а противоестественно. Сознают, что "сколь верёвочке не виться, а концу быть". Но остановиться не могут - а свою неистовую жажду потребления всего, вплоть до "поедания" целых народов отражают в виде зомби.

Надеемся, что читатель не слишком утомился, потому что помимо рассмотренных "общих" мы хотели бы рассмотреть и "частные тактические" аспекты.

1. "Ускорение" зомби - то, что от одного произведения к другому они становятся всё более быстрыми (и сообразительными, и опасными) не случайно. С одной стороны, с медлительными зомби "первоначальных моделей" людям было относительно легко справиться, а то что мало пугает, вызывает не такие сильные эмоции в душе как то, что пугает "до дрожи". Так что "ускорение" зомби силами фантастов - естественный процесс, вызванный необходимостью спровоцировать у читателей (и зрителей) более сильные эмоции. Однако здесь вопрос несколько глубже: современный человек находится в постоянном состоянии избытка информации и недостатка времени. Проще говоря, в состоянии цейтнота. При этом страх не успеть (накопить на пенсию, приобрести жильё, занять должность - и так до бесконечности) становится главным. Соответственно, человекообразные существа которые гораздо быстрее двигаются, мало того что вызывают гораздо больший страх - они его олицетворяют. Олицетворяют страх не успеть и быть сожранным современным "обществом потребления". При этом современный массовый человек (прежде всего западный) не верит в Бога, не верит в помощь высших сил - он пытается сам всё контролировать вокруг себя, если надо - судиться, однако естественно, что если он и так перегружен делами и информацией, у него на это не хватает ни сил, ни времени. Да и тягаться с профессиональными юристами на службе корпораций (или госструктурами) - занятие малоперспективное. Соответственно страх не успеть смешивается с осознанием бесполезности усилий - и в итоге порождает агрессию и аутоагрессию. Те самые стремление ломать и убивать всё вокруг и готовность лезть на пулемёты, прыгать с высоты и так далее, разрушая самих себя, которые демонстрируют зомби в фильмах. То есть опять же - это отражение (или олицетворение) внутренних психологических проблем современного западного человека.

2. Имеет место госзаказ на "зомбификацию" населения, пусть пока - не во всех странах, но зато в ведущих. Тупые граждане, руководимые примитивными инстинктами, не имеющие многообразных (родственных, социальных и так далее) связей между собой - разве ни мечта многих правительств современности? Что, зомби ещё и убивают и разрушают? А что делает самая передовая и экономически развитая страна мира в Ираке, Ливии, Афганистане, Югославии - и множестве других стран? Причём стран с древнейшей культурой, с историческими ценностями мирового значения - которые (в виде музеев) при захвате страны разрушаются и разворовываются в организованном порядке, в первую очередь. При этом её военные откровено сожалеют о том, что их собственное население не очень-то рвётся сдыхать за тридевять земель от родных очагов, убивая людей, которые ничего плохого не сделали ни их стране, ни их народу. То есть, они сейчас сожалеют, что их человеческих ресурсов хватает "только на две ограниченные войны" одновременно. Как Вам кажется, что сделают эти (извините не знаю эпитета) завтра, если у них в руках появится многомиллионная армия зомби послушная их приказу? Вот мне почему-то кажется, что затеют захватнические войны во всех государствах, кроме имеющих ядерное оружие и готовых его против них применить.)))

Однако тут же отметим: надо отдать им должное, они не только мечтают. Они уже активно создают натуральных "зомби" - малограмотным жителям Сирии, Ливии, Афганистна и так далее промывают мозги, дают доллары - и они едут убивать вроде бы единоверных мусульман по приказу хозяев, например в ту же самую Сирию. При этом среди них есть и выходцы с нашего Кавказа, которые считают что... "воюют против Израиля и за ислам!" Девиз, который один из них написал на стене разрушенного дома в Сирии: "Тибет, поднимайся на джихад!" - вообще за гранью добра и зла. Это ничего, что Тибет населяют буддисты (у которых с джихадом плоховато по причине другой совсем веры), и ничего что после того как Китай там отменил рабство, зато ввёл современное здравоохранение и сельское хозяйство, местное население готово на него молиться, и ничего, что сам автор совершает тягчайший грех по канонам ислама, убивая единоверных мусульман за американские доллары и в их интересах? Ничего, всё это не имеет никакого значения для такого "зомби" с промытыми мозгами. И тут мы можем сказать, что массовая "зомбификация" населения (хоть своей страны хоть чужих) не просто перспективна, а крайне желательна для многих милитаристских планов. А вот это уже ОЧЕНЬ плохо, плохо потому, что как показывает опыт, если военным понадобилась какая-то игрушка - пиши пропало. Рано или поздно они её заполучат. И огнедышащие летающие драконы, и бронированные колесницы, и "потаённые подводные суда" не говоря уже об убивающих на удалении жезлах и т.д. - всё о чём когда-то военные могли только мечтать, рано или поздно было изобретено, массово произведено и успешно убило миллионы людей.

3. Развал мировой экономики, который мы наблюдаем сейчас, крушение "среднего класса" и неизбежное уменьшение ценности человеческих ресурсов, которых скоро окажется "избыточно много", в том числе в Европе, идут рука об руку с голодными бунтами этих самых "ресурсов" даже в преуспевающих европейских странах. Соответственно завтра, когда эти процессы станут массовыми, недовольных нужно будет массово же убивать. Создание на этот случай в восприятии своих граждан (как военных так и гражданского населения) стереотипа восприятия бунтующих толп как чего-то смертельно опасного, настолько, что их поголовное уничтожение - вопрос выживания человечества, это неплохой способ легализовать последующее массовое уничтожение этих толп. А также много кого ещё - кого надо будет, так как "зомби может оказаться каждый!"

4. "Апокалипсис как крупная рекламная компания". Не далее как вчера в толковой книжке "Повышение эффективности интернет-рекламы" встретил замечательную фразу: "Потребитель, находящийся в зоне комфорта, не склонен совершать покупки, его и так всё устраивает. Нашей задачей является вытолкнуть его из зоны этого комфорта". Как говорится, "ни прибавить ни убавить". Любая компания страхов по типу апокалипсиса призвана отключить у потребителя здравость суждений и под шумок впарить ему ненужный товар, который надо сбыть. При этом инопланетяне или астероид - хреновый маркетинговый ход, так как покупками от них вряд ли спасёшься. А вот "зомби" - самое оно! Достаточно накупить стволов и патронов побольше (а оружейное лобби - ого-го какое влиятельное, им продажи как воздух нужны!) - и ты в безопасности.)))) А ещё надо накупить фонариков для ружей и топлива для костров (зомби нападают в темноте, все учёные об этом пишут!), продуктов длительного хранения (нужно же что-то жрать, пока сидя на крыше отстреливаешься), и т.д..... Список можно продолжать до бесконечности, в итоге получается "самое оно".))))

Вывод.

Написали много - нужны и выводы. Поимеем совесть и уважение к читателям, которые до конца всё это прочитали, и сделаем его кратким.

1. "О чём бы не писал автор, он пишет о себе". Даже художественные произведения становятся популярными и получают мировое признание только в случае, если они пишут об актуальных для читателей вещах, на доступном им языке. Если речь идёт о многомиллионных блокбастерах - это закономерность становится ещё более нерушимой: такие произведения снимаются только о том, что очень близко читателям и по-настоящему их волнует. А по настоящему волнует любого его внутренний мир и проблемы социума.

2. "Мысль - материальна!" Все сильные хотелки сбываются, особенно если это хотелки в масштабах человечества.

3. "Нам разум дал стальные руки - крылья и вместо сердца пламенный мотор!" Хотелки военного назначения стратегического значения - это уже не хотелки, а вектор развития цивилизации.

4. "Имеющий очи да увидит". Менее брутальные, чем в фильмах, но гораздо более опасные (потому что с Калашниковыми, средствами космической связи при потенциальной поддержке "мирового сообщества", вплоть до авиационной и артиллерийской) "зомби" - это не мечта будущего, а реальность сегодняшнего дня. Они уже убивают людей тысячами в разных странах, в том числе у нас в России, их число всё растёт и технологии наращивания его - тоже.

Заключение: если не удастся своевременно найти эффективных технологий нейтрализации этой заразы, то результаты реализации в реальной жизни прошлой фантастической "доминантной идеи" (захват контроля над мозгами оппонентов): разорение великих государств, гражданские войны и миллионные жертвы на их территории и т.д. покажется детской забавой в сравнении с результатами реализации "нового мейнстрима": так как зомби просто съедают всех до единого, если их не уничтожить - также до единого. А если существует массовая технология "производства" новых зомби и могущественные силы, заинтересованные в её применении - то тогда даже уничтожение всех исполнителей - "зомби" не решает проблему (посмотрим на наш Кавказ, где чуть не каждый день убивают и убивают боевиков - а их число не уменьшается). Следовательно, решать проблему надо масштабно. Как говорил Каттон, о чём бы он не говорил: "Впрочем, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен."

P.S. Статья писана полгода назад - потому естественно, в ней отсутствует логическое завершение. Оно простое: пока Карфаген не разрушен, одурманенные его психотехнологиями зомби, надышавшись дымом горелых покрышек, напичканные специальными наркотиками для спецназа, уже бушуют с бейсбольными битами на улицах наших городов и прут как обезумевшие на пули, прикрываясь фанерными (нормальный человек до такого в жизни не додумается) щитами. Судя по тому, как их при этом грамотно со всех сторон снимают, пули - тех же постановщиков, что и видеокамеры. Впрочем, и основной их инструмент, бейсбольная бита - тоже главный символ нового Карфагена, и это по-своему глубоко символично.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019