Okopka.ru Окопная проза
Муратов Алексей Игоревич
Современная военная поэзия.Предпосылки. Состояние. Перспективы.

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
Оценка: 7.89*5  Ваша оценка:

  Современная военная поэзия. Предпосылки, состояние, перспективы.
  
   Определение в терминах.
   В своих беседах в окололитературных и литературных кругах о состоянии современной поэзии, моих оппонентов часто приводит в замешательство в принципе очень простой вопрос.
  
   -А что лично Вы можете сказать о состоянии современной военной поэзии?
  
   Реакция на него укладывается, как правило, в четко определенный диапазон. От искреннего недоумения (А что? Такая существует?) до приведения очень расплывчатых формулировок, ссылающихся почему то на Константина Симонова, Алексея Суркова и ряд других поэтических классиков времен Великой Отечественной войны. Приходиться конкретизировать, определяться с оппонентом в терминах, дабы не говорить об одном и том же разными словами или о разном одинаковыми.
  
   Современная - та, что создана представителями нашего поколения. Нашего и наших родителей. Данный период укладывается во вторую половину 20-го века и заканчивается настоящим моментом. После определения современности, опять же по необходимости, приходится определяться с термином "военная". Как правило каких либо затруднений данный термин не вызывает.
  
   Военная поэзия есть поэзия об армии и... войне. После некоторого обсуждения сюда же мы относим литературу практически о любом вооруженном противостоянии, а так же литературу, созданную по материалам свидетелей событий даже если и таковые не имеют к армии никакого отношения и рассказывают о жизни гражданских людей в местности, в которой ведутся боевые действия. Так же совершаем небольшой экскурс в новейшую историю и выясняем, что 20 век не был скуп для СССР и России на военные конфликты и локальные войны. 21-ый обещает не уступать 20-му как бы и кому бы этого не хотелось. Данный период в официальной военной литературе освещен явно недостаточно, за исключением мемуарной составляющей. А чтение и изучение мемуаров занятие для довольно узкого круга специалистов и историков.
  
   В преподаваемой в школах и ВУЗах новейшей истории ряд фактов совершенно никак не упоминается. О многих из данных фактов многие узнают от меня. Мы всегда сходимся с собеседниками что литература есть отражение существующей действительности, опуская фантастическое(сказочное) или альтернативное историческое моделирование- поскольку к современной военной поэзии это относится редко. Таким образом мы приходим к самому определению современной военной поэзии(СВП).
  
   СВП- часть СВЛ(современной военной литературы), созданная на материале вооруженных противостояний, произошедших при жизни нынешнего поколения, реалистично отражающая существующую либо существовавшую действительность.
  
   Я буду премного благодарен тем, кто даст более совершенную и исчерпывающую характеристику СВП, а пока принимаем эту.
  
   Дальнейшее рассмотрение СВП невозможно без определения четкой формулировки локальных войн и военных конфликтов и их отличия от ведения широкомасштабных военных действий. За основу принимается определение.
  
   ЛВ и ВК (локальные войны и военные конфликты) - есть ведение боевых действий ограниченными средствами и в ограниченной географически местности, без объявления всеобщей мобилизации и перестраивания экономики страны на военные рельсы, не затрагивающие впрямую широкие слои населения.
   Цели ведения ЛВиВК могут быть очень разными. На них мы останавливаться не будем, хотя бы потому что какая бы причина не послужила началом ЛВиВК- результат будет один. Люди начнут убивать людей.
  
   Для понимания сути современной военной поэзии и ее отличия от военной поэзии периода 2-ой мировой войны остановимся на части упомянутого выше определения.
  
   "...не затрагивающего впрямую широкие слои населения страны". Проще говоря - ЛВиВК затрагивает впрямую только людей вовлеченных в данный конфликт. Невовлеченные, а это подавляющее большинство населения страны, никак данные действия на себе не ощущают и теоретически (а бывает и практически) могут о данном конфликте или войне ничего и не знать. Таким образом получается, что подавляющее большинство населения страны о данном предмете ничего и почти не знают, следовательно он для них либо не существует, либо крайне далек и всерьез не воспринимается (Гвоздь у меня в сапоге - кошмарней чем вся фантазия у Гете(с) В.Маяковский). Перефразируя Маяковского - проколотая шина моего Жигуленка для меня важнее недельных бомбардировок Белграда или последствий новогоднего штурма Грозного.
  
   От осознания данного факта тоже никуда не уйти, подтверждение ему искать долго не приходится. (Иногда случается так, что люди, испытывавшие невыносимые душевные муки по поводу проколотой шины, для них внезапно попадают в нехорошие ситуации, лишаясь не только исправной шины, но и всего Жигуленка, а так же всего своего имущества, жилья, близких, надежды на регулярный прием пищи, воды и собственного здоровья. Пережившие подобное, лишаясь многого материального получают взамен другую удивительную человеческую способность. Она называется способностью к сопереживанию. Однако получают данную способность из переживших все таки не все).
  
   Таким образом Современная военная поэзия получает еще несколько дополнительных характеристик. Это поэзия для людей переживших периоды вооруженного противостояния и людей не прошедших через районы боевых действий, но способных СОПЕРЕЖИВАТЬ. Для остальных категорий населения страны СВП совершенно неинтересна и следовательно таковой для них не существует. Данное утверждение тем не менее требует некоторого уточнения, так как оно в основном относится к более широкому понятию чем СВП, а именно СВЛ.
   Круг людей интересующихся СВЛ несколько шире, нежели чем круг людей интересующихся СВП. Объяснение данному факту очень простое. Из более широкого круга стоит вычесть неизвестное количество людей в силу своих индивидуальных особенностей и(или) пробелов в воспитании и(или) образовании неспособных невоспринимающих поэзию как таковую. Всю поэзию, а не только СВП. Рассчитать процентное соотношение данной категории к общему количеству интересующихся СВЛ не представляется возможным, так как немалая часть данной категории не воспринимая классическую СВП, с удовольствием слушает песни (сочетание поэзии и музыки) на основе СВП.
  
   Где Роберты,где Булаты? Предпосылки к возникновению современной военной поэзии.
  
   Где Роберты,где Булаты?
   Ни этих ни прочих нет...
   Михаил Кошкош (г.Мариуполь,Украина. Афганистан)
  
   Рассмотрев во вступительной части основные определения, на их основе постараемся выстроить наши дальнейшие исследования. В связи с тем что СВП в первую очередь неинтересна широчайшим слоям населения объяснимо и отношение профессиональных поэтов к теме освещения ЛВиВК. Широкое признание и распространение произведений никак не гарантируется и практически невозможно. Однако в среде профессиональных поэтов все же отмечаются отдельные произведения на тему ЛВиВК, именно отдельные, не несущие системного характера. Дело так же осложняется государственным отношением к ЛВиВК.
   Многие из них никак не афишируются, а ряд из них просто засекречены. Более-менее массовые, и следовательно известные, подвергаются жесточайшему воздействию государственной и военной цензуры. Действительно. Какому же руководителю самого миролюбивого государства в мире хочется чтобы его народ слушал или читал например вот такое
   "Под ружьем и звездою мы несем миру мир"(с) гр.13-е созвездие?
  
   Таким образом, сам факт создания профессиональными поэтами произведений на основе ЛВиВК первоначально системно был невозможен. Пример с большим количеством поэтов времен ВОВ крайне характерен и так же характерно неприменим к ведению ЛВиВК. Дело в том, что основная масса поэтов, пишущих на тему Великой Отечественной войны сначала стали профессиональными поэтами, а уже потом на войну попали. (Примерно об этом говорил в одном из своих интервью известный писатель современности Захар Прилепин, объясняя малое количество произведений о современных войнах от профессиональных литераторов).
   В ЛВиВК массовое участие литераторов исключено. Выпускники Львовского высшего военно-политического училища, единственного в СССР военного училища готовившего творческих работников для нужд военных формирований, прежде всего люди военные, приказам обязанные подчиняться, режим секретности соблюдать- занимались в основном журналистским обеспечением конфликтов наряду с другими военными журналистами. Далеко не все из них занимались созданием поэтических произведений.
  
   Но в каждом правиле изредка случаются счастливые исключения. Самый характерный их них- военный корреспондент журнала "На боевом посту" ВВ МВД РФ лейтенант Анатолий Ягодин, погибший в 1996-м году в Чечне. На данный момент Анатолий Ягодин самый известный поэт в жанре СВЛ вышедший из профессиональных журналистов. Поэтическое наследие его большим не является, однако представляет собой именно классику современной военной поэзии. Вот одно из его стихотворений. Из уважения к погибшему привожу его полностью.
  
   Меня погребли под собою хлеба,
   Мне саван скроили метели.
   На долю мне вышла лихая судьба --
   Погибнуть в свинцовой купели.
  
   Отвертело круги над землей воронье,
   Но пробито бутоном тюльпана,
   Распростерлось огромное тело мое
   От Берлина и до Хингана.
  
   Если б я переждал тот всемирный обвал,
   Если б позже родиться пришлось,
   Я бы эти цветы для любимой срывал,
   Как на грешной земле повелось.
  
   А теперь кто я ей? Не жених и не муж.
   Нас война развела поврозь.
   Мы б друг в друге, конечно, не чаяли душ,
   Если б выжить мне довелось.
  
   А про нас говорят -- мы героями были.
   Мы ровняли границы плечом...
   Если б в том феврале мне глаза не закрыли,
   Я бы точно сказал, что почем.
  
   Я б кривде был враг до последнего дня
   Я б с обманом и ложью жил врозь...
   Если б в марте капель не отпела меня,
   Если б выжить мне довелось.
  
   Я бы глаже избрать себе мог удел --
   Не подняться, не встать... Авось...
   Но как бы тогда я в глаза вам смотрел,
   Если б выжить мне довелось?
  
   Анатолий Ягодин
  
  
   Ау,мастера культуры?
   Как господи далека
   Восточная партитура
   Прошитая ДШКа...
  
   Михаил Кошкош
  
   Прежнее творчество ветеранов военных конфликтов ограничивалось как правило стихами военнослужащих пограничников.
  
   "Развеет ветер над границей серый дым..."
   Автор неизвестен
  
   Другого ничего попросту не было. Однако...Кто сказал что нужно бросить песни на войне?(с) и Пока бьют пушки музы не молчат(с).
  
   Потребность задействованного в ЛВиВК личного состава в творческой составляющей стала реализовываться на основе практически самодеятельного творчества военнослужащих. Именно так, с солдатских и офицерских блокнотов. С иногда наивных и зачастую корявых строчек, но всегда искренних. Основной характерной чертой данных произведений был отнюдь не низкий литературный уровень, а именно неразделимость с судьбой героев, глубокое знание темы (лучше бы конечно не знать).
  
   Пусть где-то не в лад,но честно
   Пусть с матом, но о любви
   Мы слушали ваши песни
   Но стали писать свои
  
   Михаил Кошкош
  
   Наиболее удачными произведениями авторы и читатели делились друг с другом, возник этакий письменный локальный самиздат, расширяющий свою зону охвата за границы локального конфликта. Те произведения, которые соответствовали определенному литературному уровню и не нарушали требований цензуры публиковались в официальной армейской печати.
   Самым массовым и жизнеспособным жанром поэзии стала конечно же песня, имеющая прежде всего поэтическую, а не музыкальную основу. Зачастую стихи писались на уже созданные профессиональными композиторами композиции, мелодии известных песен, иногда иностранного происхождения. (Нередко встречается несколько вариантов музыкального сопровождения одной и той же поэтической основы, что данное утверждение полностью подтверждает). Наиболее известные песни этой стадии развития СВП - "И кровь течет по КРАСНОМУ* берету... И одного парнишки уже нету..."(с) Автор стихов неизвестен. Песня о боевых действиях в Чехословакии 1968 год. И конечно ранние песни воинов-интернационалистов в Афганистане.
  Участие советских войск в боевых действиях в Афганистане несколько позатянулось. Ротация личного состава задействованного в конфликте осуществлялась регулярно. Творчество воинов-интернационалистов через ветеранов ОКСВА шагнуло на территорию СССР. Однако до поры до времени данные песни звучали только в узком кругу. Дело в том что до конца 80-х годов в СССР существовал довольно нелепый запрет на публичное исполнение песен непрофессиональных авторов. Ситуацию в корне изменил выход пластинки с "Афганскими песнями" на фирме "Мелодия". "Афганская" песня стала очень популярной и вдобавок к этому крайне существенной предпосылкой к возникновению современной военной поэзии. Звездный час "афганской" песни открыл обществу таких авторов как Юрий Кирсанов, Валерий Петряев (Южный), Виктор Верстаков, Игорь Морозов и еще ряд имен.
  
   В стране начиналась "Перестройка"... плавно перешедшая в перестрелку. Традицию творчества афганцев подхватили военнослужащие, выполнявшие свои боевые задачи уже на территории собственной страны, участники подавления националистических выступлений. Самым боевым подразделением на тот период, регулярно выполняющим боевые задачи была отдельная мотострелковая дивизия оперативного назначения имени Ф.Э.Дзерджинского (ОМСДОН). Многим известна песня написанная бойцами именно этой дивизии, ставшая своего рода визитной карточкой существовавшего положения дел.
  
   В душе тоска-уюта нет
   ЖД вокзал,Степанакерт
   В палатке сыро и темно
   Под сапогами бьется грязь
   И только дождь играет вальс
   Его мы не забудем никогда
   Автор неизвестен
  
   Данные слова пелись на музыку Владимира Высоцкого, но считать их простой переделкой текста не стоит. Это самостоятельное произведение, может быть несовершенное с литературной точки зрения, но лучшего на тот момент и в той обстановке попросту не было.
  
   Стоит заметить что все песенное и поэтическое творчество имело тогда описательный характер. Первая попытка как- то по философски осмыслить тему локальных войн и военных конфликтов была предпринята Юрием Слатовым в тексте песни ?Мне старушка одна на вокзале заохав сказала...?.
  
   "Афганская" песня победно, не без поддержки государства естественно, шествовала по стране. Дошло до того, что увидеть одновременно больше трех ветеранов Афганистана в одном месте без гитары стало практически невозможно. Такое положение дел не осталось незамеченным. Число авторов и исполнителей "афганской" песни росло и множилось. Появились фестивали и конкурсы. Количество росло непропорционально качеству. Это мы можем наблюдать и до сегодняшних дней. Из тысяч авторов-исполнителей едва набирается с полсотни заслуживающих пристального внимания. Основная причина неудач других авторов-исполнителей отнюдь не исполнительское мастерство и не музыкальная составляющая. Причина проще. Банальная слабость стихов.
  
  
   Необходимость развития современной военной поэзии. Штампы СВП или "А пацана девчонка ждет" и "Здравствуй, мама!"
  
   Песенное творчество ветеранов конфликтов невозможно представить без гитары. Гитара инструмент доступный, довольно небольшой, выдающихся музыкальных способностей для начального освоения не требующий. По своей доступности с гитарой может конкурировать только губная гармошка, но у губной гармошки сложился этакий антисоветский имидж, да и играть на ней и одновременно петь невозможно. Так что выбор инструмента для музыкального сопровождения текстов оправдан и очевиден. Напоминаю что первоначально песенные тексты создавались путем переделки уже существующих, впоследствии писались на уже известные мелодии и только потом стали создаваться полностью собственные музыкальные произведения.
  
   Все основные темы афганской войны были обозначены авторами еще при участии ОКСВА в боевых действиях. Повторы и подражания стали фактически неизбежными. Поскольку инструментом для сопровождения была выбрана гитара, то и подражания и повторы происходили именно на данной теме. Самым известным из авторов-исполнителей своих стихов и песен под гитару в 80-х годах был Владимир Семенович Высоцкий. Скольких он своим творчеством вдохновил на создание якобы собственных нетленок никакому подсчету не поддается. Некоторые переделки были очень удачными и поются до настоящего времени (Нет алых роз и траурных лент(с) например. Лично я встречал афганский, чеченский, таджикистанский варианты данной песни. Теперь ожидаю грузинский). Следующим за ним, почетный казак всея Руси Александр Яковлевич Розенбаум. Александр Яковлевич совершил несколько выездов в составе концертных групп в Афганистан и написал на тему данной войны несколько очень удачных песен. Самой известной из них по праву считается "Черный тюльпан". Впоследствии Александром Яковлевичем на материале ЛВиВК (Афганистан, Чечня) был записан диск "Настоящий солдат", так же очень сильный по своему поэтическому содержанию.
  
   Все было бы замечательно если бы не один ньюанс. И Владимир Семенович и Александр Яковлевич в своем творчестве не обошли период творчества в жанре так называемой уголовно-блатной романтитики. Сюда следует добавить так же имевшее место в те времена общее стремление именно к этой уголовно-блатной теме целиком во всем советском обществе. Это не приветствовалось, а запретный плод сладок. Вспомним например псевдоним Валерия Петряева в период его службы в Афганистане (Валерий Южный. Это некоторое подражание Аркадию Северному, известному в те времена исполнителю уголовно-блатных песен). В результате подобного влияния средний уровень "Афганской" песни стал приобретать определенный колорит. Рассмотрим данные параллели подробно.
  
   1. Отношение к военной службе как к тюремному сроку. (Когда же дембель? я мать увижу и дом родной).
  
   2. Культ матери (Не забуду мать родную!) Заменилось на что-то очень близкое. Здесь подробнее. Послушав данные песни создается впечатление что в Афганистане воевала сплошная советская безотцовщина. На одно упоминание отца приходится примерно пятьсот упоминаний матери.
  
   3. Непременная девчонка, которая или ждет или не дождалась (по обстоятельствам).
  
   4.Присущая уголовно-блатной романтике неприязнь(мягко сказано) к фраерам заменилась в афганской песне на неприязнь к невоюющим или невоевавшим в Афганистане ровесникам.
  
   5.Тоска по воле(Голуби летят над нашей зоной) заменилась на тоску по Родине(как правило это образ журавлей. "А журавлю-неделю лету до России(с) )
  
   6. Географическая привязка к местности службы(отбывания срока). "Я помню тот Ванинский порт(с). Будь проклята ты Колыма(с) Таганка, все ночи полные огня(с)" и с другой стороны - упоминание Гиндукуша, Кандагара, Шинданта, впоследствии уже "чеченцами" Грозного, Аргуна, Гудермеса.
  
  
   Все эти штампы впоследствии плотно обосновались в военной песне, а поскольку основа песни все таки поэтическая, то и в стихах очень многих песен. Традиция стала настолько устойчивой, что полностью была заимствована участниками всех прочих конфликтах.
  
   Важно! Встретив в стихах или песнях вышеперечисленные признаки - насторожитесь. Если таких признаков больше двух - это поделка. Если больше трех - подделка.
  
  
   Из песенных и стихотворных традиций, при том очень богатых, доставшихся от Великой Отечественной войны следует считать сожаление о погибших друзьях, описание различных боевых эпизодов и некоторую, так скажем, ненависть к врагу.
  
   Тем не менее уголовно-блатные отголоски в военной песне явно преобладали и вероятно принятое сейчас определение "Военный шансон" не так и далеко от истины. Однако не стоит смешивать этот самый "военный шансон" с настоящим творчеством ветеранов вооруженных конфликтов. Настоящих песен все таки крайне немало.
  
   Ну вот! Скажет читатель. Разговор вроде обещал о современной военной поэзии, а сам говорит о песнях. Таковым я задаю ответный вопрос который полностью меня оправдывает. Назовите мне пять стихов на темы уголовно-блатной романтики. Чистых стихов, а не текстов песен. Ну как? Задача не из легких, верно?
  
   Стихи уголовно-блатной романтике не свойственны. Песенное творчество слабость стихов может скрыть за уровнем исполнителя, музыкальной составляющей. Изначальную слабость стихов без музыки, особенно напечатанных, а не произнесенных вслух, не скроешь ничем. Тем самым расплодившиеся штампы в песенном творчестве создали необходимость альтернативы. Ею могла стать только современная военная поэзия.
  
   СВП. Влияние пропаганды и "Поступайте в наше ПТУ".
   Такой альтернативой могла стать только поэзия...
  
  
   Средства донесения современной военной поэзии до читателя на момент зарождения данного вида литературы были крайне ограничены. Количество периодических изданий (журналов)для военнослужащих в СССР не превышали десятка, литературные журналы современную военную поэзию брали крайне в небольших количествах. Некоторые из них изредка выдавали читателям небольшие поэтические подборки, попасть в подобную даже с одним стихотворением в поэтической среде считалось немалой заслугой. Издательства предпочитали работать с уже известными авторами, которые в силу своих биографий и возраста к современной военной поэзии не имели никакого отношения. В лучшем случае их произведения создавались в результате разговоров и личных встреч с непосредственными участниками событий, многие обходились без этого. Признаками подобного творчества являются ярко выраженные тенденции стремления к параллелям с Великой Отечественной войной, ура-патриотизм. Это так же вполне объяснимо. Военная цензура просто не пропустила бы произведения иной тональности.
   Формально журналы и газеты относились к СМИ, реально же периодическая печать являлась, да и является, в первую очередь средством пропаганды, этаким камертоном для настройки отношения к происходящему в обществе. (Подобная тенденция сохранена и по настоящее время. Есть подозрения что этот подход к информированию населения вечен). Очень показателен в этом отношении период войн на Северном Кавказе. Обе чеченских войны заслонили собой осетино - ингушский конфликт, точнее многократно превзошли, поэтому мы разберем отношение действующей власти к данным боевым действиям именно с этого периода.
   Если коротко. От замалчивания ряда важных фактов, до "мочить в сортире". В процессе многолетнего вооруженного противостояния была выработана специальная терминология. Наведение конституционного порядка, контртеррористическая операция, международный терроризм, спецоперация, федеральные войска, незаконные вооруженные формирования и т.д. Терминология определяет отношение, отношение формирует социальный заказ. Под этот социальный заказ отбирается соответствующее пропагандистское обеспечение. Пропагандистское обеспечение включает в себя так же соответствующие песни, прозу, поэзию. С поэзией случай наиболее сложный, так как более субъективного творчества, чем поэзия, в мире просто не существует.
   Наиболее удачные произведения, соответствующие вышеуказанным критериям(соответствие сформированному социальному заказу, требования военной цензуры и пр.) попадали конечно в открытые источники, ориентированные в первую очередь на военнослужащих. Ситуацию в корне изменил Интернет.
   Именно благодаря этому явлению современная военная поэзия начала как то структурироваться. Огромная заслуга в развитии современной военной литературы в общем и современной поэзии в частности принадлежит несомненно сайту artofwar.ru(лидер Алексей Васильев) и его создателю Владимиру Григорьеву (умер в 2005 году). Впоследствии(ноябрь 2006 года) на основе материалов сайта был создан печатный альманах "Искусство войны" (главный редактор Илья Плеханов), имеющий постоянную поэтическую рубрику. Огромный прорывом в развитии современной военной поэзии стало издание поэтического сборника произведений поэтов с сайта okopka.ru(главный редактор Глеб Бобров). Подобные сборники современной военной поэзии в печатном виде не выходили приблизительно 20 лет!!! В настоящее время на сайте okopka.ru сосредоточена наиболее представительная часть авторов работающих в жанре современной военной поэзии. Известно так же что набран материал для издания второго сборника. Ведутся поиски спонсора для издания. Авторы СВП периодически становятся лауреатами престижных литературных конкурсов, как в военно-патриотической так и в открытых поэтических номинациях.
   Самым заметным автором СВП стал Влад Исмагилов(г.Москва), ставший обладателем Золотого пера Руси в 2010 году. В 2006 году серебряным лауреатом данного международного конкурса стал Андрей Шкарин (г.Коломна,умер в 2011 году). На этих двух личностях стоит остановиться особо. Дело в том, что оба этих автора представляют собой категорию так называемых поющих поэтов. Именно поющих поэтов, а не бардов(грань между этими двумя категориями очень зыбкая, однако ряд различий все таки имеется). Третьим, наиболее заметным представителем данного направления современной военной поэзии является Игорь Сивак (г.Одесса). Его диск "Нехолодная война 1945-1991" требует отдельного рассмотрения, некоторая попытка уже была предпринята автором данной статьи. Прочитать короткий рассказ о творчестве Игоря Сивака можно в разделе автора на okopka.ru . А песню "По высокой траве", автор стихов Юрий Беридзе (Гладкевич) вслед за группой "Любэ" пела вся страна. Из наиболее известных авторов - исполнителей стоит также отметить военные циклы песен Александра Маршала и несомненно Юрия Шевчука. Автономной некоммерческой организацией "Творчество ветеранов последних войн" были изданы два музыкальных диска-сборника на основе именно поэтической.
  
   Разговор о классических поэтах работающих в жанре современной военной поэзии может быть долгим и требует очень обстоятельного подхода. Целью данной обзорной статьи это не является. Интересующимся современной военной поэзией могу посоветовать просмотреть критические работы Владимира Олейника (okopka.ru). Данный автор в настоящее время является наиболее подготовленным и компетентным специалистом по состоянию современной военной поэзии. Он же плотно сотрудничает с сайтом Союза писателей России, часть работ можно найти и там.
  
   Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день современная военная поэзия не стала вещью в себе, не замкнулась в чисто ветеранской и околоветеранской среде, прошла ряд этапов своего развития, состоялась как явление и завоевала определенное признание как в читательской, так и литературной среде. Материала для работы в этом направлении огромное количество. Нас всех еще ждут новые открытия, новые произведения, новые имена. Ну а пока - читайте, жалеть о потерянном напрасно времени не придётся.
  
   Подполковник Ми Суонг
   Ты права. Я не буду писать про войну.
   Ни к чему бередить то, что кануло в Лету,
   Горечь сна запивая дымком сигареты,
   По две пачки за ночь в сигаретном дыму.
   Да, я все понимаю, ты хочешь добра,
   Чтоб я все позабыл, чтоб привык на гражданке,
   Чтоб не капала ночью в стакан валерьянка,
   Чтобы нервы остыли, чтоб спал до утра.
   Чтобы жил я как все - в мире, счастье, тиши,
   Чтоб оставило злое, тупое отчаянье.
   И бессонными, долгими, злыми ночами
   Я не плакал, читая свои же стихи.
  
   Ты права. Я не буду писать о войне.
   Вот про шлюх, про бандитов, про зеков на нарах,
   Суперменов крутых, сутенеров удалых,
   И о мыльной любви - это нынче в цене.
   Напишу-ка я тоже любовный роман...
   Чтоб красавец дон Педро любил донну Розу,
   Чтоб рекой глицериновой капали слезы,
   И была и измена, и страсть, и обман.
  
   И усы. Не бывает дон Педров совсем без усов.
   Не бывает в романах безусых дон Педров.
   Черных, пышных усов, как у Славки, наверное,
   Вечной зависти нашей - безусых юнцов.
   Черных, пышных усов под кровавым бинтом
   На брони бэтээра, когда без истерик
   Пробивались к своим через мост, через Терек,
   Равнодушно давя все, что было на нем...
  
   Нет, пожалуй, дон Педро не лучший сюжет.
   Доны Педро забили собою экраны.
   Лучше пусть будет главным героем романа
   Черноглазый Родриго - красавец атлет.
   Словно Санька-качок. Вертолетчик-атлет.
   Он сказал перед высадкой нас в Гюлистане:
   "Как вернемся - допьем! Я не мою стаканы".
   Мы вернулись.Вернулись... а Сашкин борт - нет.
  
   Дон Жуан? Словно Витька, гуляка и мот,
   Всех связисток кумир и любовник-легенда.
   Он упал на колени в пыли Паправенда,
   Зажимая распоротый пулей живот.
  
   ...Романистом не стать мне, как я погляжу,
   Да и хватит об этом, ты, видно, устала.
   Ты ложись. Спи. А я покурю... посижу...
   ...И под утро вернусь с моего перевала.
   Автор статьи. Алексей Муратов. 12.04.2012 г.

Оценка: 7.89*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2015