СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ, наука о прочности и деформируемости элементов сооружений и деталей машин. Основные объекты изучения - стержни и пластины, исследуемые теоретическими и экспериментальными методами. Главная задача сопротивления материалов - создание методов расчета элементов (деталей) на прочность, жесткость, устойчивость и колебания при действии статической и динамической нагрузок. Эти методы используются в инженерной практике для определения наибольших напряжений и перемещений в элементах и сравнения их с нормативными величинами, безопасными для эксплуатации сооружения (машины).
В те времена, когда в телевизоре
не было рекламы, а у людей сотовых
телефонов. В те времена, когда
видеомагнитофон стоил как
автомобиль, а видеокассета месячную
зарплату. В те времена, когда в
институты поступали все еще не за
деньги, а за знания. В те времена в
одной из республик Советского Союза
вовсю работала кузница офицерских
кадров, призванных защищать!
Оглавление
1.вместо вступления
2.еще вчера
3.танки
4.ротный
5.раз! Два! Три!
6.ночь
7.присяга
8.чемпион
9.теплое белье
10.парад
11.сержант
12.случка
13.тревога
14.великий пожарный
15.зажигалка
16.сессия
17.вокзал
18.путь домой
19. возвращение
20.обратная сторона
21.стиль
22.штурм
23.марш-бросок
24. другая история
25.французы
26.караул ?2
27.тайник
28.выпуск
29.проводы
Вместо вступления
На шоссе слышался топот ног. В такт неслась залихватская патриотическая песня. Уже можно было различить слова.
Как на поле Куликовом закричали кулики
Выходили из дубравы новгородские полки
Задышали перегаром, за версту разит
Значит выпито немало, будет враг разбит
Могучий рев голосов разнес по округе не менее патриотический припев
И слева наша рать
И справа наша рать
Хорошо с перепоя мечом помахать
Припев с гиканьем и уханьем повторился дважды, а когда запевала Коля Валько пропел очередной куплет
Воевода с красным носом в ратном деле знает толк
Вылетает с криком с ревом из кустов засадный полк
Серега Молчанов и Коля Шевчук открыли по колонне огонь.
-Р-р-рота! К бою!
-Как бы яблоки не попадали? - в очередной раз удивляясь талантам капитана Лещева, ведущего колонну, успел подумать Молчанов...
Рота ссыпалась на обочину дороги и открыла по "зеленке" с "диверсантами" активный огонь. Спустя пару минут курсанты поняли свою ошибку, но исправлять ее было уже поздно....
В тыл им, с противоположной от Молчанова и Шевчука стороны, дружно ударили из автоматов Кузнецов и Вехин. Колонна из примерно сотни человек попала под перекрестный кинжальный огонь. Разгром был полный.
- Прекратить огонь! Диверсанты и боевое охранение ко мне! - раздался зычный голос Лещева.
"Диверсанты" неохотно вылезли из кустов, боевое охранение подходило, опустив головы. Их возможные оправдания что действовали сейчас все вроде бы как "пешими по машинному", и строевая походная легко заменяла по громкости грохот танковых гусениц, что в принципе здорово облегчало задачу диверсантам, никого уже не интересовало. Боевое охранение свою основную задачу - "умереть первыми", не выполнило. Прокол был серьезный.
Лещев стоял в независимой позе, с презрением наблюдая, как вылезающие из кювета курсанты с сожалением демонстрируют друг другу промокшие колени и локти.
-Диверсанты - молодцы! Место для засады удачное, самое главное неожиданное! Боевое охранение лопухнулось, боялись ноги промочить! - Лещев говорил это по своему обыкновению, повышая и понижая голос в самых непредсказуемых местах.
-Диверсанты! Маршрут номер один - повтор! Боевое охранение по местам! Р-р-рота! Маршрут номер два. С места, с песней...Шагом марш!
Курсанты, видимо желая как-то отомстить "диверсантам" за крюк почти в пять километров и одновременно жалея себя, заголосили из "Алисы" бессмертное:
Где разорвана связь между солнцем и птицей
Рукой обезьяны...
И потопали дальше, но уже не так бодро. Лопухнувшееся боевое охранение бросилось бегом занимать свои, ставшие привычными, места, одновременно шепча себе под нос многие слова и словосочетания, широко использующиеся в назаборной печати. "Диверсанты", накоротке перекурив, решили слегка оправдаться "перед сотоварищи", сократив время подготовки к очередному налету на срок пребывания в расположенном примерно в полукилометре колхозном саду. Именно поэтому, дабы опередить роту, а не косить под плохое знание местности им пришлось бежать около двух километров. Поймали обоих зайцев, компенсировав свой удачный первый налет тремя вещмешками вполне приличных яблок. 16-ая рота шла на полевые занятия. То, чем она занималась сейчас, называлось "попутной тренировкой".
Краткий военно-невоенный словарь
"А"
сведений не имеется
"Б"
Бляха - 1.Металлическая пряжка
2. Выражение крайности
БМП - 1.Боевая машина пехоты (сокр.)
2.Без малейшего понятия (сокр.)
Ботаник - предпринимающий всевозможные усилия для
сдачи зачета (экзамена).
Ботанить - заниматься дополнительно в любое свободное
время
Бытовка - место для хранения и применения утюгов,
возможно предполагаемых
Бигус - овощное рагу (кулинарн.)
Бикурс - курсант - второкурсник
Большие мальчишки - начальство
Боевой листок - вид печати. Тираж 1 экз.
Еще вчера
Преподаватель оглядел сидящий за партами взвод.
- Открыли тетради! Достали ручки! На обложке записали основные аксиомы, если хотите, то постулаты моей дисциплины. Итак. Начали!
Первым же постулатом, как изволил выразиться подполковник, курсанты записали сокращенный слегка лозунг французских проституток.
- Не суетись!
Вторым оказалось бессмертное изречение Остапа Бендера
- Читай вывески!
Третьим, проверенное миллионами основателей новых для себя земель, территорий и профессий.
- Не говори лишнего!
- Отложили ручки! Внимательно слушаем! Всего известно три характерных подвига связистов. Первый - Красная армия форсирует Сиваш. Связисты, стоя в ледяной воде залива, держат на руках телефонную линию, так как соленая вода залива разъедает изоляцию. Второй - Арабо-израильский конфликт, времена так называемого ближневосточного кризиса. Израильский радист, войдя в радиосеть арабов, передает им такие координаты, что танковая дивизия следуя к ним, расходует все горючее, попав в пустыню и так и не найдя противника. Путь на Каир оказывается открыт. Третий- Ввод войск Варшавского договора в Чехословакию, 1968 год. В условиях работы средств радиоэлектронной борьбы с территории сопредельных государств радисты практически самостоятельно принимают решение изменить режим работы станций, фактически нарушив приказ. Нарушенное управление восстанавливается в течение нескольких десятков минут. Кто может прокомментировать данную информацию?
Подполковник немного растерялся. Весь взвод поднял руки.
- Вы! - наконец ткнул он в сидящего за первой партой. Поднялся, по его собственному утверждению, "берегущий глаза", Леха Хабаров.
- Докладываю! Первый подвиг стал возможен благодаря: первое - высокой дисциплине личного состава, готовности выполнить задачу любой ценой. Второе - отсутствию необходимых материалов для подвески и крепежа кабеля, что вполне объяснимо в степных районах. Третье - высокой степенью секретности данной операции, при которой заготовка подобных конструкций могла стать разведпризнаком и нарушить планы командования по нанесению внезапного удара в слабо защищенное место обороны противника. Но скорее всего... о связи просто никто не подумал...
- Достаточно! - перебил его преподаватель, - Далее Вы!
Вместо севшего на место Хабарова встал Андрей Маляров по кличке "Малер".
- Второй подвиг - благодаря знанию противника. Хорошей подготовке войск связи израильтян и плохой арабов...
- Да! - кивнул подполковник, - А ведь там были наши военные советники... Вы! -
указал он на следующего.
- Третий подвиг стал возможен благодаря проявленной инициативе радистов. Творческому подходу. Нацеленности на результат без оглядки на командование. Или как сказал Петр I: " Не держись устава аки слепой плетня!" Однако, если бы данная попытка не удалась... - сделал свое заявление Фархад Джураев, прищурив на последних словах свои и без того узкие монгольские глаза.
- Н - да! Однако верно! Все молодцы! К этому мы еще вернемся, а сейчас взяли ручки. Пишем! Управление. Требования к управлению. Система связи. Требования к системе связи.
Преподаватель диктовал материал. Методическая подготовка была у него на высоте, по крайней мере никто заснуть втихаря даже не пытался. На каждое свое утверждение преподаватель находил конкретный и неожиданный пример. Иногда предлагал сделать это курсантам. Этот подполковник был скорее правилом, чем исключением среди преподавателей данного училища, приблизительно 80 % которых имели боевой опыт и опыт службы в качестве военных советников в странах Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Как заявил однажды второму взводу один из таких преподавателей,
- Слава КПСС! Наконец- то своих учить начну. А то все вьетнамцы, лаосцы да кампучийцы. Черт их разберет, что они там переводчику лепечут. Не переживайте! Их научил и вас научу!
Учил он их раньше наверное, кстати сказать, здорово. В училище сдать ему зачет с первого раза считалось неслыханной удачей. Очень сильно любили курсанты еще одного подполковника, использующего в своих объяснениях крайне неожиданные аналоги. Например - объяснение работы транзистора на примере работы ватерклозета. Объяснение принципа обратной связи в усилителях и множества других радиоэлектронных вещей было так и вообще неприличным. Почерк преподавания был у всех строго индивидуальным, между ними по учебным дисциплинам шло гласное и негласное соревнование. Слава богу что оно не выражалось в количестве поставленных двоек, так как в таком случае все сразу же переняли бы опыт одного заслуженного полковника, практикующего собственную систему оценок. В этой системе высшим баллом была, как и положено, пятерка, а низшим - ноль с двумя минусами. Таким образом, выполнив на контрольной три задания из пяти можно было смело надеяться, что меньше единицы с минусом он тебе не поставит. Больше двойки с двумя минусами, кстати говоря, тоже. Попробуй тут плохо учиться!!! Сам будешь проситься на дополнительные занятия. Грызть гранит науки.
- Итак! Требования к системе связи, - закончив с первым вопросом и продиктовав официальное определение системы связи продолжал преподаватель.
- Пишем! Система связи должна быть! Это напишите крупными буквами или подчеркните. Именно так - с восклицательным знаком. Записали? Продолжаем.
1.боеспособной 2.устойчивой 3.мобильной 4. безопасной 5.помехозащищенной 6. имитостойкой. На последнем остановлюсь особо. Имитостойкость - способность системы противостоять вводу ложной информации. Кстати! - улыбнулся преподаватель, - с чем, с чем, а с имитостойкостью у нас в училище всегда был полный порядок. Зубные щетки какая- то рота на дезинфекцию вчера в санчасть приволокла. В три часа утра. Еще и извинялись, что не все подписаны. У меня там жена работает. Так она до утра от смеха заснуть не могла...
Курсанты засмеялись. Дав им несколько отвлечься, преподаватель поднял палец.
- Такой пример стоит тысячи объяснений. Если есть сомнения - проверь, перепроверь, переспроси, подожди. Использование непроверенной информации ведет... К чему?
- Появлению героев у противника! - выкрикнул кто - то с места.
- Именно! - подвел итог своему первому занятию с этим взводом подполковник.
Прозвенел звонок. Курсанты бросились на перекур. Последнее некоторое время курильщики испытывали серьезнейшие трудности. Все началось приблизительно месяц назад, когда вернувшиеся из летнего отпуска курсанты с удивлением обнаружили что в училище, да и в городе, из продажи вдруг резко пропали все сигареты и папиросы. Именно все, даже кубинские, курить которые было так же приятно, как использовать вместо одеколона нашатырный спирт. Случилось это, как всегда в Советском Союзе, крайне неожиданно. Сказать что сигареты пропали как класс, было бы конкретно преувеличенно, так как на рынке купить их было все - таки можно. Пачка "Ватры" у барыг стоила от 2-х до 3-х рублей, вместо своих законных 25 -ти копеек. Болгарские с фильтром, что были до этого по полтинничку шли по пятерке. Дальше - больше. Через неделю после начала первых трудностей расположенное рядом с училищем отделение связи за считанные дни выполнило квартальный план, предоставляя телефонные переговоры и отправляя во все концы необъятной Родины телеграммы с примерно одинаковым содержанием,
- Срочно пришлите сигарет, папирос, табаку!
Запасы в училище были подгребены подчистую, даже окурок найти было невозможно. Нередкими стали диалоги между курсантами,
- Оставь покурить!
- Пятым будешь!
Или же.
- Чего курим?
- "Красную звезду", а ты?
- "Комсомольскую правду".
Что означало название газеты в которую заворачивали табак, бережно выкрошенный из окурков, в обиходе "хапчиков", "бычков" и так далее. Курящих курсантов всегда можно было отличить по голодному ищущему взгляду и обожженным губам. Частым случаем стала покупка одной пачки сигарет на четыре- пять человек, в складчину. Сейчас эти сложности постепенно сходили на нет. В училище машинами стали возить посылки. Каких только табачных изделий там не было! Отсчет начинался с молдавского листового и русской махорки и заканчивался примерно на уровне американского "Винстона". Телеграммы домой отправляли не только курильщики, но и те, кто в жизни не брал сигарет не только в губы, но и в руки. Солидарность, однако. В связи с тем, что посылки в училище приходили не одновременно, повседневной стала практика выдачи счастливчиками, получившими посылки, под честное, "потом отдашь", слово сигарет всем остальным, посылки ожидающим. Кое - кто пытался приторговывать - не без этого, устанавливая довольно скромные, против рыночных, надбавки... Однако, нарываясь на неприятие товарищей - курильщиков такие предприниматели скоро сворачивали свое, пусть и прибыльное, дело. Зачем обострять обстановку когда людям плохо? Собственно предпринимательство чем - то из рук вон похабным уже не считалось, только имело особый, можно сказать, первобытный, вид. В частности, курсанты перед отпуском давали друг - другу заказы, что привезти из дома. По приезду же происходил натуральный обмен. У украинцев и белорусов, переживающих небывалое нашествие жителей все еще народной Польши, было плохо с металлическими изделиями типа замков, гвоздей и т.п. Так же с электроинструментом и бытовыми приборами. Россияне охотно брали обувь, тряпки и спиртометры. Прибалты - изделия из дерева. Кавказ и Средняя Азия брали все, взамен везли вино и кожу. Обмен, как правило, был чисто натуральным, деньги, конечно, подразумевались, но где - то там, далеко- далеко. Все привезенное хранилось в городе на снимаемых квартирах. Часть пересылалась на родину посылками. Способом же добывания собственно денег была покупка радиоконструкторов всяких там аудио плееров, телевизоров и магнитофонов с последующей их сборкой в свободное время. В период всеобщего дефицита собраное таким образом продавалось на рынке через курсантов из местных в 3-4 раза дороже первоначальных затрат. Однако особой стабильности в таких приработках не было. Подобные конструкторы появлялись в продаже все реже. Радиолюбители гонялись за ними едва ли не по всей стране. Курсанты перешли на сборки цветомузыкальных приставок, считая подобное занятие не совсем серьезным, но выбирать особо было не из чего. В общем - то для курсанта этого училища достать что - либо невозможным не считалось. Надо тебе армянский коньяк - иди к Тофику Григоряну. Башкирский мед - к Саше Хабибуллину. Масло вологодское - к Валере Сосницкому. Сгущенное молоко в тюбиках - к... И так далее. Так далее. Так далее.
- Ну что? Привез?
- Привез!
- Подожди немного. У меня денег сейчас нет.
- Забирай давай. Потом отдашь.
Как правило все этим и заканчивалось. Если речь не шла действительно о чем - то грандиозном...
Итак, табачный кризис для курсантов училища стремился к нулю. Однако сигареты все еще оставались порядочным дефицитом для офицеров училища, прежде всего преподавателей. Увидев, что только что блестяще проведший занятие со вторым взводом преподаватель прикуривает закрепленный в мундштуке половинчатый бычок "Ватры", Серега Костюк подошел к нему.
- Разрешите обратиться, товарищ подполковник?
- Да! - поднял тот глаза на Костюка.
- Возьмите, - Сергей достал из командирской сумки только что полученный от курсантов 15-ой роты долг, три пачки "Аэрофлота", - Только с Вас рубль пятьдесят. Если с собой нет, потом отдадите.
- Кому отдать? - взяв сигареты, спросил подполковник.
- Отдайте любому. 2-ой взвод 16-ой. Мне рано или поздно передадут.
Тем временем не бывший на занятии дневальный по 16-ой роте снял трубку телефона и набрал номер.
- Слышь друг, у вас там керосина не завалялось случайно?
- Нет вроде, а что такое?
- Да вот! Сказали - начальник училища на обход после обеда собрался. А у него привычка- керосин в лампах проверять. И чтоб как положено, на три четверти.
- Вот блин! - ахнула трубка.
Дневальный нажал рычаг аппарата, набрал другой номер. Разговор повторился из слова в слово. Дневальный вздохнул, положил трубку и засек время. Ровно через девять минут раздался телефонный звонок.
- Дневальный по 16-ой роте слушает! - бодро представился курсант...
ВСЕ суточные наряды училища три часа искали керосин. Нашли в автопарке. А поскольку вредный дежурный прапорщик на разлив про запас его не давал, за керосином выстроилась целая очередь Алладинов. Как и положено. С лампами.
Краткий военно-невоенный словарь
"В"
Вечерняя прогулка - пение песен гуляя в компании перед сном
Влететь - попасть в неловкое или трудное положение без