Давным-давно, когда США ещё не были образованы, почти за сто пятьдесят лет, на берегах великой реки, одной из самых полноводных в мире, был старинный город. Город Красноярск на реке Енисей.
Он расположен на пути с востока на запад. И проходили здесь татаро-монголы, купцы из Китая везли свой товар в Европу. Тайга густая, места глухие были, многих грабили, а золото прятали. Говорят, что и Колчак часть своего золотого запаса спрятал в красноярской тайге, уходя от преследования.
Много кладов в здешних местах надёжно укрыто. Много легенд, тайн, непонятных, мистических явлений в этих местах. Иногда находят клады, когда ломают старые дома, бывает, что вода в половодье размывает грунт и обнажает древнее сокровище времён Батыя.
Вот в этом городе, полным тайн, и будет происходить действие книги. В городе, который лежит в центре современной России - в Красноярске.
Погожим майским днём по улице шли три девочки - подростка двенадцати лет. В тени деревьев и высоких многоэтажных зданий, на старинной улице стояли деревянные дома дореволюционной постройки. Некоторые уже были почти разрушены, некоторые ещё были крепкими, там жили люди.
Девочек звали Беляшик, Лошадка и Эля.
"Беляшик" была Беллой, но в классе её назвали "Беляшом", но подружки называли её ласково Беляшик.
"Лошадка" была Наташей, но из-за маниакальной любви к лошадям и прочему зверью, её прозвали так. Пять дней в неделю Наташа занималась верховой ездой.
Беляшик увлечённо рассказывала, сильно размахивая руками:
-- Всё! Я ему сказала, что обиделась!
-- Так ты сама опоздала в кино на сорок минут. Поэтому он и не стал ждать, а пошёл в зал. - Эля рассудительно заметила.
-- А, кстати, чего ты опоздала? - спросила Лошадка.
-- Кеды! Шмот толковый! Кеды не могла найти! Искала! Вот поэтому и опоздала. - Беляшик нервно замахала руками, показывая, что это же очевидно.
-- У тебя другой обуви нет?
-- Есть! Но они такие классные! ASH! Это космос!!! - Беляшик заламывала руки, поднимая их к небу.
-- Мы всей семьёй ездили во Вьетнам зимой. Я там эти кеды наканючила. А их делают, начиная, с тридцать шестого размера, а у меня тридцать второй. Но они во Вьетнаме дешевле. И новая модель. Они просто супер! Я весь отпуск в них там проходила.
-- И как? Не сваливались? - Лошадка смеялась?
-- Нормально. - буркнула Беляшик. - Главное, покрепче зашнуровать и затянуть вокруг лодыжки! И вот сеструха моя Алка - горбатая палка, взяла и спрятала. Решила, что сама будет носить!
-- Так ей сколько лет? Шесть? - Эля засмеялась.
-- Ага. Шесть. Исполнилось неделю назад. Так оно мне ещё тогда заявила, что она теперь взрослая и не будет меня слушаться!
-- Малявка! Младшие сёстры для того и существуют, чтобы старших сестёр слушаться! А ты что ей? - Лошадка рассмеялась.
-- Что-что! Я ей сказала, что я не мама, чтобы меня не слушаться! Маме пусть свои сопли и зубы показывает! Я ей быстро снесу и то и другое! Так вот она и приныкала мои новые кеды. Для себя. На будущее! На вырост! Вот я, поэтому и опоздала! Мог бы и подождать!
-- Но он же не знал о твоих страданиях! Могла бы и позвонить.
-- Ничего, обойдётся. Буду я ему ещё звонить! Много чести! Обойдётся. Пусть ждёт девушку! Я ему сегодня позвонила, сказала, что нужно мириться, мы оба виноваты, но особенно - он! - Беляшик решитёльно дёрнула головой, чёлка отлетела в сторону.
-- Так в чём же он виноват-то? - Эля в недоумении посмотрела на подружку.
-- К маме приходила подруга тётя Маша, они на кухне чай пили. Так вот, она сказала: "Мужчина должен знать, что он всегда виноват! И во всём!" Я это хорошо запомнила. Пусть привыкает.
-- А если он скажет, чтобы ты валила от него? На него вон, сколько девчонок засматриваются. Самый красивый мальчик в параллели.
Беляшик на секунду задумалась:
-- Я ему дам на других засматриваться! Как врежу - три дня пучить будет!
Эля слушала подруг рассеянно. Это заметила Белла:
-- Элька, а ты чего такая... задумчивая?
Эля нервно махнула рукой.
-- Четвёрка по истории выходит. Одна четвёрка за год. То "пять", то "четыре". Не хочется из-за истории дневник портить.
-- Э-э-э-э! - Беляшик весело рассмеялась. - Нашла из-за чего расстраиваться. У меня одна пятёрка среди четвёрок, и не страдаю. А у тебя одна четвёрка среди пятёрок. Нашла из-за чего киснуть.
-- Не страдай из-за оценок. Ты и так хорошо учишься. - Лошадка тоже решила подбодрить подругу.
Элина по-прежнему была расстроена и задумчива:
-- Всё равно хочу исправить. Вот и мозг в голове сломала, чтобы сделать. Повысить оценку.
-- Скачай с интернета реферат. - Беляшик пожала плечами. - Я так всегда делаю. И прокатывает. Вышла, прочитала текст, получила свою оценку, и гуляй! Шара!
-- Историчка знает все рефераты уже наизусть. - Эля отмахнулась.-Вот и думаю, чтобы сделать такое... Удивить.
Девочки какое-то время шли молча. Белла тряхнула чёлкой:
-- Скоро каникулы! И лето. Я вот думаю, как хорошо отдохнуть, а ты всё про учёбу. Зануда. Думай про хорошее. Учёба за год надоела. Во, где она! - она чиркнула себя по горлу большим пальцем.
Как раз проходили мимо старого дома, его частично разобрали. Сняли крышу, не было окон, дверей. Резные наличники и ставни вокруг пустых окон были искусно сделаны.
Воздушное деревянное кружево местами было разрушено, но всё равно притягивало, манило взгляд своей старинной красотой.
Лошадка остановилась, любуясь потухшей красотой:
-- Заброшка развалилась почти, а вот вокруг окон как красиво всё сделано!
Девочки остановились, рассматривая старинную работу неизвестных мастеров.
-- Это же, сколько времени надо было, чтобы вот так вырезать-то?! - Эля тоже восхитилась резьбой.
-- Долго. Много. Но кому оно сейчас нужно? - Беляшик решительно пошла.
Впереди шла высокая, сухая старушка, в одной руке у неё была небольшая сумка, шла тяжело, опираясь на палку-трость.
Тротуар был разрушен, камень, асфальт кусками, чуть влажная земля. Старушка поскользнулась, трость вылетела, отлетела вперёд, женщина, размахивая нелепо руками, завалилась на правый бок.
Эля рванула вперёд:
-- Чего стоите? Давайте поможем подняться.
-- А вдруг она больная? Заразная, я в смысле? - Беляшик засомневалась.
-- Сама ты больная, земля мокрая, скользко. А если бы это была твоя бабушка? - Лошадка тоже ускорила шаг.
-- Если бы это была моя бабушка, то мы бы не подняли. Большая она очень. Кран подъёмный вызывали бы. - коротко рассмеялась Беляшик и тоже ускорила шаг.
Девочки подошли к упавшей женщине, подали палку, помогли подняться. Из раскрывшейся сумки вывалились какие-то вещи, видавший виды, потрёпанный цифровой фотоаппарат. Лошадка стала укладывать вещи в сумку.
Старушка с оханьем, поднялась, поддерживаемая Элей и Беляшиком.
Было видно, что она ушиблась. Высокая худая, с большой шапкой седых волос, Строгое чёрное платье, кружевной белоснежный накрахмаленный накладной воротник были забрызганы грязью. Подали трость.
Она опёрлась. Посмотрела на ладони. Они были в грязи.
Эля достала упаковку одноразовых платочков, подала бабушке. Та, с благодарностью приняла, вытерла тщательно ладони, Эля и Лошадка стали отирать подол платья от грязи. Получалось плохо. Грязь размазывалась.
-- Трубчатая структура, внутри костный мозг. - пожала плечами Наташа.
-- Бр-р-р! - Беляшик зябко передёрнула плечиками.
-- Мы и друг другу помогаем. Новички часто падают с лошади.
Она аккуратно потрогала ногу женщины:
-- Явного перелома нет. А вот ушиб, может быть. Сначала надо холод приложить. А потом сухое тепло и тугая повязка. Соль нагрейте в духовке и в ткань.
-- Девочка! Откуда ты столько знаешь? - старушка удивилась.
-- Я на лошадях катаюсь несколько лет. Ухаживаю за ними. Сама много раз падала с лошади. У меня Орлик очень резвый. Чуть зазевался, и летишь с него. И нас учили как оказывать первую помощь себе и другому. - Лошадка говорила это с гордостью.
Она знала и могла сделать то, что другие не умели.
-- Вы сами сможете идти? Обопритесь второй рукой на плечо. - Эля подставила своё плечо.
-- Спасибо! Сейчас попробую.
Женщина сделала несколько осторожных шагов:
-- Получается. Болит, но уже легче.
Эля бережно поддерживала за локоть, готовая подстраховать, если она вновь поскользнётся.
Беляшик, Лошадка шли рядом.
Идти было недалеко.
-- А что вы делали в заброшке? - поинтересовалась Белла.
-- Прости, где? Я не поняла слово. - женщина остановилась, внимательно посмотрела в глаза Беляшику.
Она чуть смутилась, но пояснила:
-- Заброшка или брошка, мы так руины называем. Заброшенные здания, дома. Просто видели как вы вышли оттуда. - она махнула рукой в сторону полуразрушенного сруба.
Женщина улыбнулась:
-- А это. Это знаменитый дом в своё время. Скоро от него ничего не останется. Вот я и ходила, фотографировала какие там были обои. Там же много слоёв. От первых, до последних хозяев. Буквально пласты истории один на другом. В царские времена, да, и потом тоже, обои могли поклеить только состоятельные люди. Это тоже было признаком достатка. В этом доме после революции жил известный в своё время купец Шмандин Пётр Ефимофич. Был очень богат. Сам из крестьян, трудом, упорством достиг больших высот. Был очень совестливый человек. Например, считал, что нельзя в годы голода наживаться на горе других, взвинчивая цены. Избирался в городской совет. Первым в стране обратился к царю, чтобы в 1913 году провести всеобщую амнистию политическим заключенным. Много, что для города сделал. Сын его Николай храбро воевал на фронтах Первой Мировой войны. А в годы гражданской войны примкнул к белогвардейскому движению. Существует много городских легенд, связанных с этим домом.
-- Ух, ты! А какие? - глаза Эли вспыхнули огнём неподдельного интереса.
-- После революции, когда установилась в городе Советская власть, в 1919 году, к купцу пришли двое бывших офицеров, которые воевали плечом к плечу с сыном Николем на фронте и в гражданскую войну. Рассказали, как он воевал, какой храбрый и отчаянный был. Берёг солдат, и как погиб в боях за белое движение на Гражданской войне. Пришли под вечер. Но откуда-то власти новые прознали про визитёров. Пришли арестовывать. Была перестрелка. Эти, двое офицеров, ушли, а все кто пришли за ними, так и остались на улице лежать. А потом, говорят, что через год стали видеть призрака одного из офицеров, что он ходил по ночам вокруг этого года. Вот и родилась легенда, что он стережёт богатство, клад купца Шмандина и, мол, своё золото принёс тоже и спрятал в этом доме. Припрятал.
Беляшик внимательно смотрела на спутницу:
-- Скажите, а золото там нашли?
Та горестно улыбнулась:
-- Не знаю. Но следы видны кладоискателей. Ковырялись там они знатно. Это сразу бросается в глаза. А вот нашли они или нет. Не знаю. В городе много было найдено кладов. А сколько ещё лежит - неизвестно. Ко мне тоже постоянно приходят тёмные личности. Спрашивают, где можно ещё поискать клады.
-- А вы знаете? - Беляшик плечом отодвинула Элю, взяла под руку пожилую женщину.
-- Нет. Не знаю. Я давно уже на пенсии. Изучаю город. Особенно старые дома. Могу рассказывать о каждом доме часами. Спешу зафиксировать его уникальную историю. Его собственное лицо. Вот в этом году, о котором мы говорили, уникальные резные наличники на окнах. Не было больше ни у кого такой красоты, кажется, что они не из дерева сделаны, а связаны женскими руками. Как пуховый платок. А они сейчас пойдёт под нож бульдозера. - она горестно вздохнула. - И поставят на этом месте бездушную, безликую коробку из монолитного бетона. Это плохо. Во многих странах, все здания, предметы, которым более ста лет, становятся под охрану государства. У нас в городе тоже многие здания удалось сохранить и отреставрировать. Сама много писала, обивала пороги чиновничьих кабинетов. А сколько не удалось спасти.
-- Так клады есть? - упорствовала Белла.
-- Конечно, есть, девочка. Многие же бежали из города, бросив всё. Купцы, промышленники всегда имели деньги на "чёрный день". Оружия много спрятано с тех пор тоже. В Аграрном Университете между потолочными балками, несколько лет назад находили смазанный пулемёт, винтовки, револьверы, патроны. Хоть сейчас в дело пускай. И там же царские червонцы. Огромной стоимости по нынешним временам. Так, что всё есть в нашем городе. Надёжно укрыто. Надо хорошо изучать историю города, строений, людей.
Беляшик небрежно поддерживала женщину, взгляд у неё немного затуманился, она грезила сокровищами, шаг замедлился, почти остановилась. Элина, видя такое дело, отодвинула подругу, сама стала аккуратно поддерживать женщину. С таким же взором, Белла снова спросила у учительницы:
-- А вот скажите, есть ещё в городе тайны какие-нибудь? Например, над ними бьются, а раскрыть не могут.
Учительница улыбнулась:
-- Золото Колчака?
Беляшик махнула рукой:
-- Про это все уши прожужжали по телевизору. Такое ощущение, что специально отводят от того места, где спрятано. Это все слышали. Нет, что-нибудь малоизвестное. Чтобы мистика, золото, тайна!!! Ну, и любовь, конечно!
-- Думаю, что это уже не тайна, а городская легенда.
-- Пусть так!
Женщина на секунду задумалась:
-- Ну, вот. Пожалуйста, таинственная девочка с фотографий.
-- Ух, ты! - Беляшик даже остановилась на мгновенье. - Расскажите! Таинственная девочка!!!
-- Есть двадцать фотографий, из них четыре - стеклянные негативы. Автор, фотограф неизвестен. Там девочка ваших лет, в нарядном белом платье, шляпке с зонтиком от Солнца.
-- И что? - Белла дёрнула плечиком.
-- Фотографии сделаны в промежуток в два года. А девочка ни на секунду не изменилась, и из одежды не выросла. На некоторых она отбрасывает тень, и на неё другие люди тоже, а вот на некоторых - без тени. На одних фото, люди видят её, смотрят осознанно, а на других, как будто, она затерялась в толпе, смешалась, и незаметна для них. Если у других людей выражения лиц разные, то у этой девочки оно всегда одно. Злобно-напряженное.
-- Ух, ты! Это прямо как в японских фильмах ужасов! Девочка с перекошенным от ненависти лицом! - Беляшик чуть в ладоши не захлопала.
-- Здесь тоже много вопросов. - продолжила учительница. - В то время экспозиции при съёмке было несколько минут. - перехватив непонимающий взгляд Беллы, пояснила. - Это в современных аппаратах "щёлк", и готов снимок. А в то время, нужно было ждать, а то порой и несколько минут. Но у окружающих людей нормальные лица. Кто-то радостно улыбается, у кого просто, нормальное, расслабленное выражение. Попробуйте несколько минут улыбаться с застывшим лицом. Не всегда получится.
-- Когда снимки рассматривали, думали, что девочка является прикрытием для фотографирования стратегических объектов. Например, как введённый железнодорожный мост. Якобы, фотографировал девочку, а на заднем плане мост. Видно, где железнодорожное полотно выходит на берег, опоры. Для совершения диверсии очень ценная информация. Но много снимков, где её и не сразу заметишь, просто улица, здания, народ гуляет. И та же самая девочка стоит у стены.
-- Нет. - женщина покачала отрицательно головой. Проверяли. И снимки, и самое главное - стеклянные негативы. А их подделать невозможно. Ни сейчас, ни, тем более - тогда. Вот такая городская легенда. - учительница улыбнулась, глядя на Беллу.-А про сокровища... Их много легенд. Но ни к науке, истории они не имеют никакого отношения. Это точно также, что в основании Чёрной Сопки, которую видно со всех точек города, спрятано в пещере несметное сокровище разбойников. Сколько уже веков ищут копатели, а не могут найти. И сейчас с металлоискателями, и раньше щупами, почву дырявили. Нет, и всё. А легенда живёт, обрастая невероятными подробностями.
Так они медленно шли вдоль дороги. Мимо, на высокой скорости проехала машина, из-под колёс брызнула грязная вода, Лошадка еле отскочила в сторону:
-- Вот же урод!
Наташа на всякий случай отряхнула одежду.
Новая спутница улыбнулась:
-- А вы знаете, что значение слова "урод" изначально носило иной смысл?
-- Какой ещё смысл может быть у урода? Урод и в Африке урод. - Лошадка ворчала.
-- А вот такой. "Урод" - это значит "у рода". Стоять у своего рода. Первым к своему роду. То есть быть первым. Первенец в семье и был "уродом". Поэтому и поговорка есть "В семье не без урода". Только надо произносить не слитно. Тогда и получается, что в семье не без первенца.
Девочки как по команде остановились, растерянно переглянулись. Беляшик:
-- У меня младшая сестра, так получается, что я уродка? - развела руками. - ну, здрасьте! Приехали!
Эля также пожала плечами:
-- И я!
Лошадка подхватила:
-- Не переживайте, меня также касается. Вот и компания у нас подобралась - одни уродки. Вернее, не уродки, а первые, первенцы. - специально сделала паузу. У рода!
Девчонки искренне рассмеялись.
-- Расскажу дома. Родители точно не знают. А потом назову их уродами! Они тоже первые родились. - Эля потешалась.
-- И я! - Белла смеялась. - Только сначала надо пояснить, а потом обозвать. А то по шее получу.
-- Точно! А то папа может не понять юмор, а историю образования этого слова он не знает!
-- Спасибо вам! Не знали.
-- Вот, видите, история она интересна, когда не просто её зубришь, а понимаешь и применяешь. - старушка была довольна, что рассмешила девочек.
Так за разговором, неспешно дошли до дома сталинского периода.
-- Вот и добрались. Пойдёмте ко мне. - женщина показала на подъезд.
-- Нет, что вы. Нам бежать надо.
-- Никуда я вас не отпущу. Пойдёмте, я вас чаем напою. Если бы не вы, неизвестно когда бы я ещё поднялась. Растянулась как черепаха Тортилла. Только та на спине, я на животе. Всё. Отговорки не принимаются, много времени я у вас не отниму.
Вошли в подъезд, высокий потолок, полусумрак. Женщина показывает на лестницу:
-- История - очень интересный предмет. Вот даже возьмём лестницу.
-- И чего в ней интересного? - хмыкнула Бэлла.
-- А вот, смотрите, раньше лестницы, в основном винтовые. Это потом стали маршами, то есть прямыми. И до революции их строили, что когда поднимаешься, они закручивались по часовой стрелке. Такой обычай пошёл из Англии.
-- А какая разница? - удивилась Лошадка.
-- Чтобы было проще оборонять крепости, замки, имения. Вот представь, что у тебя в правой руке меч, как ты будешь сражаться? Левое плечо упирается в стену, ты наверху, и отражаешь атаку врага, тот снизу поднимается.
Девочки мысленно представили, даже помахали в воздухе.
-- Получается, что неудобно.
-- Да. Ну, а после революции, когда пересматривали многие каноны, задумались о спасении людей при пожаре.
-- О! А это как? - удивилась Эля.
-- Когда пожар, много дыма, высокая задымлённость, а психологи и пожарные заметили, что человек быстрее находит перила правой рукой, и увереннее спускается. Когда держится за них правой рукой.
Она с улыбкой смотрела на девочек:
-- Ну, и как? Интересная история про историю обычной лестницы, которая есть в каждом доме?
Девочки с каким-то уважением смотрели на старую, широкую, с истёртыми степенями лестницу. Покивали головой.
-- Да. Действительно. Интересно. Кто бы мог подумать какая разница, какой рукой держаться, когда спускаешься. - Беляшик была изумлена.
Поднялись на второй этаж. Кованные решётки перил, массивные перила из тёмного дерева, отполированные многими тысячами рук, местами стёртые старинные ступени, высокие потолки, всё это, вкупе с историей, внушало ещё большее уважение перед домом.
Женщина отпёрла дверь.
-- Девочки, проходите в зал. Я сейчас. Нужно привести себя в порядок.
Высокие потолки квартиры, такие высокие как в школе, наверное. Большой зал у окна стоял старинный круглый стол, накрытый скатертью. Резные ножки. Вокруг него шесть стульев. Также видно, что они из одного комплекта со столом. Гнутые ножки, искусная резьба струилась по ножкам и спинкам.
У противоположной стены стол старинный кофейный столик, а на нём был тоже старинный компьютер с огромным монитором. Сильно выпуклый экран. Как ни странно, но потёртый компьютер с пожелтевшим пластиковым корпусом, вписывался в интерьер комнаты.
По стенам стояли высокие шкафы. Дерево сильно потемнело от времени. За стеклом стояли книги. Много книг. Казалось, что вся комната наполнена книгами. Их потускневшие корешки тускло отсвечивали облупившимся золотом.
Поверх книг, через стекло много фотографий. Старых, выгоревших. Некоторые, было видно, что это люди в старинных нарядах. Фотографии старинных зданий. Девочки видели эти здания в городе. Но на фото они смотрелись иначе.
Все трое, как заворожённые ходили вдоль шкафов, стен, рассматривая фотографии, тихо, как в музее, обсуждали, где стоит тот или другой дом.
Вдоль стен стояли большие папки, было видно, что оттуда тоже торчат уголки старых фотографий. Одна из них была открыта. Первой стояла фотография того дома, мимо которого они проходили - дом бывшего купца Шмандина.
Только тут он смотрелся иначе. Живой. И те резные наличники были целые, новые, смотрелись нарядно, освежая фасад дома.
Тихо вошла женщина, она поставила поднос с чайниками, кружками, блюдцами, в отдельных вазочках было наложены варенье из смородины, малины, жимолости, мёд отливался янтарной желтизной. Горкой возвышалось печенье. В каждой вазочке торчала фигурная ложка. Отдельной горкой было четыре розетки для варенья, мёда, кучкой в вазочке лежала смесь из сухофруктов и орехов.
Посуда, было видно, старинной работы. Фарфор был почти прозрачен в косо падающих солнечных лучах из окна.
-- Девочки, за стол! - голос был тёплый, приветливый, как у бабушки.
Девочки с трудом отодвинули тяжёлые стулья, они даже не ожидали, что они окажутся такими массивными.
Как-то сама обстановка и эта женщина, в другом, чистом платье, дисциплинировала, внушала какой-то трепет. И сидели подружки тихо, выпрямив спину, расправив плечи.
-- Прошу. Чай свежий. Осторожно. Горячий. - женщина разливала чай по кружкам из старинных чайников.
-- Извините, а как вас зовут? - спросила Эля вежливо.
-- Ой! Извините! С моей стороны это полная бестактность, узнала, как вас зовут. А сама не представилась. Анна Алексеевна Громницкая.
-- Понятно. Спасибо. - Эля улыбнулась. - А вы не учительница?
Анна Алексеевна тоже улыбнулась.
-- Да. Много. Очень много лет я была учительницей. Больше сорока лет. Преподавала историю. Любовь к истории осталась, как видите. Только уже не к глобальной, а только к истории своего города и края. Местечковый, так сказать, интерес. А вы интересуетесь историей?
Девочки помялись.
-- Как-то не очень. - Лошадка ответила первой.
-- Понятно Ничего страшного. У каждого своя история. Но нужно понимать, как всё происходило вокруг. Это интересно. Вот даже тот дом, который возле которого вы мне помогли. Это тоже история многих десятков людей. Люди же делают историю, а не сама история делает историю, и история, конечно же, не делает людей.
Девочки пили ароматный чай, накладывая из вазочек себе в розетки варенье, мёд, а уже оттуда ложкой ели. Печенье тоже показалось вкусным.
Эля осматривала стены, стеллажи, шкафы, всё было забито книгами, папками с документами, фотографиями, старыми газетами:
-- Извините, Анна Алексеевна, а вы всё это прочитали? Все эти книги?
-- Да. - просто ответила она. - Я живу одна. Семьи нет. Так получилось. Я выросла в этой квартире. Отец был инженером на заводе. Имел бронь от фронта. Но, тем не менее, добровольцем пошёл на фронт. В первом же бою его тяжело ранило. Долго лечился, вернулся домой. На свой завод. Женился. Я родилась. Папа отработал всю жизнь на одном заводе. Стал директором. Правда, уже нет этого завода. Там сейчас жилыми домами всё застроили.
-- А что вы одна? Родственников нет? - голос у Эли участлив.
Ей было искренне жаль пожилую учительницу.
-- Есть. Двоюродная внучка по линии мамы. Она живёт далеко. Приезжала пару раз. Осматривала квартиру. Интересовалась, сколько стоят мои книги. А когда узнала, что я изучаю историю города, строений, людей, вцепилась как клещ, где клады спрятаны. Даже переехала в Красноярск.
-- А вы знаете? - встрепенулась Беляшик.
Анна Алексеевна лишь печально улыбнулась:
-- Нет, конечно. Я постоянно работаю в архивах, разыскивая информацию. Ни разу не встречала карту сокровищ города. Это только в книге Стивенсона "Остров сокровищ" присутствует ясная понятная карта с зарытым пиратским кладом. Отдельные намёки как-то говорят, что вот в этом доме может быть спрятано сокровище, но тут же имеется справка, что осмотрено, ничего не обнаружено. Точно также как есть события, в которых имеются следы, что перевозили сокровища, но ничего не нашли. Есть же масса легенд, что часть золота Колчака спрятана у нас в крае. Золото не окисляется. Лежит, да, лежит, ждёт своего часа. И нет у меня задачи найти сокровища. Точно также как и про дом Цукерамана все знают. Пустое это времяпровождение.
-- Да, про дом Цукермана все знают. - Эля кивнула.
-- Э, не гони так лошадей! Я не знаю. - Лошадка возмутилась.
-- И я не знаю. - пожала плечиками Беляшик.
-- Точно неведомо так оно или нет, к закрытым архивам госбезопасности не пускают, но когда случилась революция, Цукерманы сбежали в Америку. А когда началась Великая Отечественная война в местное отделение НКВД пришло от Цукермана письмо. В нём они писал, где в своём доме он спрятал клад. Он писал, чтобы клад забрали и пустили на оборону от фашистов. Комиссия пришла, в указанном месте нашли клад и отправили на оборону Родины. Вот такая история. - Анна Алексеевна грустно улыбнулась.
-- Не знаю. - учительница покачала головой. - Как чай? Кому ещё подлить?
Девочки вежливо отказались. Собрались уходить. Эля в коридоре обратилась:
-- Скажите, Анна Алексеевна, можно к вам ещё прийти? Скоро год заканчивается. А у меня по истории четвёрка выходит. А с вашей помощью. Я напишу доклад или реферат. Такого не найдёшь в интернете. А пятёрка мне за год нужна. А?
Старая учительница улыбнулась, погладила по голове Элину:
-- Конечно. Буду рада, запиши номер телефона, сначала позвони, а то может, я снова буду в старых домах фотографировать. Подождите, девочки, я вам сувениры подарю в благодарность за вашу помощь.
Она вышла из коридора, вынесла три медные монетки по копейке 1916 года выпуска. Девочки рассматривали потемневшие от времени монеты. Герб - орёл. Похожий на современный, но другой. Более солидный, красивый.
Подружки поблагодарили и выбежали на улицу.
Весело переговариваясь, рассматривая монетки на солнечном свету.
-- Девочки, пошли в воскресенье в кино, а? - Беляшик щурилась на Солнце после тёмного подъезда.
-- Я не могу. У меня тренировка. - Лошадка стала серьёзна.
-- А ты, Эля?
-- Я тоже не смогу. Мы с дедушкой пойдём в тир.
-- В тир? Зачем тебе это? - Белла сморщила носик. - Там такой грохот и пахнет противно. Фи!
-- Дедушка меня учит стрелять. - Эля с вызовом посмотрела на подругу.
-- Ты, что воевать собираешься? С кем? Зачем? Миру - мир! - недоумевала Беляшик.
-- Не знаю. - Эля пожала плечами. Дед подарил мне в прошлом году модели оружия, они как настоящие, только стрелять нельзя, раньше можно было, но их специально подготовили, чтобы не стрелять. Называется, - она подняла глаза к небу. - массогабаритная модель. МГМ. О! Точно! Автомата и пистолета. Я могу на скорость собирать и разбирать. Пистолет даже с закрытыми глазами. Автомат тоже разобрать, а вот собрать не получается. Приходится повязку снимать.
-- Я так и не поняла. - капризно спросила Белла.- Зачем?
-- Дед говорит, что сам не любит оружие, но его надо уважать, и пусть умение никогда не пригодится, но лучше знать и уметь, чем не знать и не уметь. А в тире интересно! Мы из пистолета стреляем! И из винтовки. Но только лёжа. Она тяжелая. - она с гордостью дёрнула головой вверх.
-- А отдача сильная? - поинтересовалась Лошадка.
-- Из Марголина и револьвера, не очень. А вот из пистолета Макарова или Глока, да. Надо крепко держать. Я двумя руками держу оружие, тяжёлые они.
-- Вот и накачаешь себе руки, что потом и не поймёшь женская это рука и мужская. - Белла по-прежнему недоумевала.
-- Знаешь, как интересно, стрелять! - с азартом в голосе ответила Эля. - Из Марголина по ряду мишеней! Справа налево...
-- А почему не наоборот? Так же удобней и привычней. Мы же считаем слева на право. - Лошадке стало интересно.
Эля стала серьёзная, вытянула руки, как будто держит пистолет, приняла стойку, как при стрельбе:
-- Выброс гильзы и отработанных газов от сгоревшего пороха происходит с правой стороны у пистолета, и руку уводит влево вверх, если научишься контролировать, то, как раз на следующую мишень пистолет перебрасывает, нажимаешь, и снова другая мишень. Дед за пять секунд шесть мишеней в центр попадает. А тренер за четыре. У меня восемь. Но всё равно это здорово!!! А девушка там тоже приходит, большая уже, в институте учится, так она такие упражнения делает с передвижением! Это как в цирке!!! - глаза у Эли горели, она показывала в лицах. - Тоже так хочу научиться!
-- Всё равно не понимаю! - Белла сделала большие глаза, разведя руками.
-- Мне нравится ездить на лошадях, ухаживать за ними. А Эле стрелять. - Лошадка примирительным тоном пыталась успокоить подружку.
-- Странные вы какие-то! - нервно дёрнула плечиками Беляшик.
-- Так ты в знак примирения пригласи ещё раз в кино Андрея. Только не опаздывай! Спать ложись в кедах, чтобы сестра не спёрла!
-- Я ей сопру! В порошок её сотру. В пепел. У нас брат двоюродный в армии сейчас служит в десанте, прислал фото, сделал себе татуировку "За ВДВ!" Так эта дурёха заявила, что тоже хочет служить в армии, чтобы набить себе такую же! Тату можно и без армии любую набить. Но мелкая не знает.
-- Бр-р-р! Иголкой себя тыкать ради рисунка! - Элю передёрнуло.
-- Ага! И всякую заразу можно подцепить! - согласилась Лошадка. - Малолетка твоя сестра ещё, вот и не понимает, что это за гадость на всю жизнь. Подрастёт - ума наберётся.
Девочки переговариваясь, разошлись по домам. Наутро встретились в школе.
Перед первым уроком Беляшик была возбуждена:
-- Девочки! Девочки! Вы представляете, что нам вчера старуха подарила?!
-- Какая старуха? - Эля наморщила лоб, вспоминая.
-- Ну, эта училка древняя, которая вчера упала! - Беляшик нервничала.
-- Никакая она не старуха. А Анна Алексеевна. Очень интересно было. - Элина была недовольна, скрестила руки на груди.
-- Ну, да, ладно. - Белла нервно махнула рукой. - Я показала соседке эту копейку. Машка. Она взрослая. Ей больше двадцати лет. Посмотрели в интернете. Она тысячу рублей стоит! Представляете! Она нам вчера три тысячи подарила. Просто так!!! А сколько у неё ещё! Точно из ума выжила!
-- Ничего она не выжила! - вступилась Лошадка. - Человек от всего сердца тебе подарок сделал. А ты сразу думаешь, сколько она стоит. Это же подарок. На память. Его можно дальше хранить. Передавать дальше. У меня дома есть кольца, которые от прабабушки. Я рассматриваю их. Красивые. Толстые, широкие. Некоторые ажурные. И мысли нет узнавать, сколько они стоят. Это память. Вырасту - буду носить! А тебе лишь бы всё продать!
-- Конечно, продам! На что мне эта копейка! А на эту тысячу я что-нибудь куплю! - Белла тряхнула упрямо головой.
-- Тысячу ты быстро потратишь, и не вспомнишь потом. А древняя монетка пусть лежит. Она с годами дороже станет. - Лошадка ответила.
-- А я не буду узнавать, сколько она стоит, и продавать не буду! - Эля была недовольна. - немного подумала. - Надеюсь, ты не сказала своей Машке где взяла?
-- Сказала, а что? - с вызовом ответила Беляшик.
-- И адрес указала? - глаза у Эли сузились, она смотрела в упор на подругу, как через прицел автомата.