Okopka.ru Окопная проза
Леонова Елена Владимировна
человек без Родины

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
Оценка: 2.00*5  Ваша оценка:

  Сегодня в медийном пространстве Северодвинска случилось событие. В город прибыл мэтр журналистики Владимир Познер. Главной "изюминкой" этой поездки стало посещение предприятия "Севмаш". Ну, а после - встреча с местной пишущей братией. Воспользовалась этой возможностью и я.
  Времени на встречу было отведено немного, так как этим же вечером Познера ждали в Архангельске. В областном Драмтеатре он проводил творческий вечер.
  Коллеги по перу активно задавали вопросы, тематика которых, конечно же, соответствовала и специфике города, и направленности СМИ. По традиции подобных встреч звучали вопросы, ответы на которые из уст самого же Познера, легко можно найти в интернете. Эдакий ликбез "о журналистике". Но были и вопросы, ответ на который лично мне было очень интересно послушать.
  Например, представитель Архангельской епархии поинтересовался, надеется ли Владимир Познер на то, что под влиянием внешней и внутренней критики, касающееся современного курса РПЦ, она со временем преобразуется?
  Ответ мэтра прозвучал очень жестко:
  "Не надеюсь. То что я говорю я не говорю с точки зрения воспитательного момента. Я считаю, что те люди, которые сегодня являются иерархами церкви, это люди бессовестные. И я часто сомневаюсь, что они верующие".
  Вот так. Ни много, ни мало. Пожалуй, мне сложно подобрать слова, чтобы прокомментировать этот ответ.
  С человеком неверующим бессмысленно, бесполезно, а зачастую даже вредно заводить разговор о вере и Православии. Вредно, в первую очередь, для самого себя. Все равно, что пустить страдающего жаждой человека напиться из своего колодца, а он вместо этого возьмет, да и плюнет в него.
   Удалось мне задать и свой вопрос. Прекрасно зная точку зрения ВВП на проблемы (а вернее, их отсутствие, по его мнению) фильма "Матильда" и его воинствующий атеизм, я построила его таким образом, что ни в коей мере не затронула главную - религиозную составляющую темы. Мне как писателю, действительно, было очень интересно, что же служит для художника (в самом широком смысле этого слова) нравственным критерием, тем тормозом, который в тот или иной момент заставляет приостановить бурный полет художественного домысла. Особенно, если идет работа на основе исторического материала.
  
  В своем ответе мэтр почти слово в слово повторил все то, что можно прочесть на его персональном сайте - гонениях на Пастернака и осуждении романа "Доктор Живаго", который не читал почти никто из осуждающих. О Льве Толстом и том, как он работал с историческим материалом в "Войне и мире". И, конечно же, о той "безобидной" фабуле картины, которая , вроде бы, яйца выденного не стоит:
  
  "О чем по сути фильм Матильда? О том, что Николай еще не будучи императором, влюбился в балерину. Что плохого? Я бы даже сказал - симпатично. По-человечески. Но, понимая свой царский долг, он ... прекратил эту любовь, женился, стал царем".
  
  В конце концов Познер резюмировал: "Вообще так между нами говоря, это был очень плохой царь. Он очень плохо управлял страной. Из-за него мы проиграли первую мировую войну, войну с Японией. И в значительной степени из-за него была революция. Да он был зверски расстрелян. Это правда. И вся его семья. Но хочу вам сказать, что не он один. Почему-то всех тех людей расстрелянных во время гражданской войны и после не считают великомучениками. А его считают. Ну, так церковь решила. Я не знаю почему...В чем его достоинство?".
  А, между тем, Владимир Владимирович подчеркнул в ходе беседы, что , в отличие от многих, очень хорошо знает Библию. Но, как видим, знания остаются голой теорией.
  Конкретного ответа на свой вопрос я так и не услышала. Видимо потому, что у каждого этот тормоз, этот критерий, который не позволит преподнести вариации на ту или иную историческую тему в извращенном, комичном или неуважительном виде, свой. Возможно, у Владимира Познера, как художника , этого критерия нет. А ведь именно эту "художественную правду" наши потомки могут принять за истину. Как сказал классик: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...".
  Позволю себе ответить за мэтра. Коротко и четко: стоп-краном, критерием внутренней оценки правильности выбранного направления для художника, создающего произведение (книгу, фильм, картину) должны служить НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. Если полет его фантазии идет в противовес им - значит, надо либо остановиться, либо... Впрочем, многие наши "художники" ориентируются на национальные интересы, но только не наши. (За "правильный" фильм о России Оскар не получишь).
  Хотя, о чем я? Национальные интересы - это понятие для тех, у кого есть Родина. Познер своего рода "человек мира". Не единожды он озвучивал в своих интервью, что с Россией его связывает работа. Но вопрос на данную тему все-таки прозвучал. И, отвечая на него, мэтр был уже более мягок в формулировках. Отметив, что такой работы как в России у него не будет нигде ("в 83 года работу уже не предлагают").
  Встреча завершилась. Владимир Владимирович раздавал автографы и по-свойски шутил с журналистами. Всем видом показывая, что никакой разницы в профессиональных величинах, по сути, нет. "Просто я дольше работаю"..
  
  А я смотрела на него и, вдруг, неожиданно для самой себя мне стало жалко... Жалко этого старого, устало улыбающегося человека. Человека без Родины. И без Бога...
  Наверное, трудно жить, когда впереди - пустота.
  
  P .S.
  На "Матильду" я обязательно пойду. Потому что "врага нужно знать в лицо". И аргументировать свою точку зрения уже со знанием предмета беседы. Ну, а в свою очередь хочу предложить прочесть по ссылке ответ Владимиру Владимировичу. Не мой. Но лучше не скажешь:
  
  http://www.proza.ru/2017/02/16/934
  
  03.10.2017

Оценка: 2.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2015