Okopka.ru Окопная проза
Леонова Елена Владимировна
Испытание

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
 Ваша оценка:


   Испытание "Ладогой"
  
   27 января в день 70-летия полного снятия блокады Ленинграда на Первом канале начался показ четырехсерийного художественного фильма "Ладога", рассказывающего о дороге жизни. Дороге, которая являлась не только единственным путем, по которому доставляли продукты и другие грузы, но и ниточкой надежды, которая не давала осажденному городу впасть в отчаяние. Два телевизионных вечера держали зрителя в напряжении. Два вечера, которые помогли ощутить атмосферу нечеловеческих испытаний, выпавших на долю ленинградцев .
   Нередко казалось, что на экране не художественная, а документальная лента. Настолько полным было ощущение той эпохи, которое складывалось из талантливой игры актеров, но и благодаря технике, участвовавшей в съемках фильма. Всего в картине были задействованы машины из трех субъектов - Москвы, Петербурга и Минска. Колонна порядка 15 грузовиков, в числе которых - автомобили частных коллекций и музеев. Среди 10 "московских" грузовиков - два предоставило автомобильное агентство "А-ДЕПО" : ГАЗ ММ и ЗИС-5. Одна из этих машин исполнила "главную роль".
   О некоторых секретах съемочного процесса, уникальной технике и непростом испытании "Ладогой" мне посчастливилось побеседовать с Геннадием Меркушевым - координатором агентства "А-ДЕПО", человеком, для которого ретро-автомобили составляют, по сути, смысл жизни. "Ладога" стала 36-м фильмом, в котором он принимал участие.
   - Конечно же, первый вопрос, как удалось попасть в этот проект?
   - На самом деле в нашей стране круг людей, которые серьезно занимаются историей, довольно узок. Я имею в виду тех, кто увлекается исторической реконструкцией, техникой. Когда начинаются съемки исторической картины, режиссеры и ассистенты режиссеров по реквизиту начинают по своим каналам искать тех, кто помог бы воссоздать ту или иную эпоху. Большое количество частной техники сосредоточено в Музее Индустриальной Культуры. Именно там создатели картины нашли тот ассортимент предметов (в том числе автомобилей), которые хотели бы видеть в кадре.
   На протяжении всего фильма меня не покидало ощущение пронизывающего холода. Оказалось, что на съемочной площадке действительно стояли лютые морозы. Съемки проходили с февраля по март . В самые "теплые" дни на солнышке было... "всего лишь" -20.
   - Никто даже не предполагал, что Ладога - это почти Северный полюс, - продолжает делиться впечатлениями Геннадий, - морозы стояли в два раза сильнее, чем обычно в это время. Получилось, что мы реально погрузились в условия 1941-1942 годов, когда погода была точно такая же.
   - Как же при таких морозах проводились съемки сцен, когда машины проваливаются под лед и люди оказываются в ледяной воде?
   - Это были совершенно реальные съемки. Никакого монтажа. Дети, которые принимали участие в этих эпизодах, из семьи каскадеров. Несмотря на возраст (от 4 до 12 лет) - они хорошо подготовленные пловцы. Вообще самое сложное в этой ситуации это даже не холод, это то, что одежда, намокая, практически обездвиживает человека. Ее масса просто может не позволить выбраться на лед. Конечно же, при съемках соблюдались меры безопасности. В этом месте глубина озера небольшая - порядка 4 метров. На дне сидели водолазы из отряда МЧС, рядом находились актеры и водители, которые в случае возникновения чрезвычайной ситуации, пришли бы на помощь.
   - Неужели, детей подвергали такому риску?
   - Я же говорю - это не простые дети. Это дети-каскадеры. Специально подготовленные. После съемок их раздевали, растирали, отогревали в палатке, где стола тепловая пушка, поили горячим чаем. И , примерно через час, был еще дубль.
   В массовке были задействованы жители Старой и Новой Ладоги. Все время, пока шли съемки, люди находились в экстремальных условиях. На открытой местности, обдуваемой пронизывающим ветром, им приходилось находиться по 10-12 часов. Во что с утра оделись, в том вечером домой и приехали. Иногда подолгу приходилось сидеть без движения в кузове машины.
   - Мне хоть как-то хотелось развеселить и поддержать тех участников массовки, которые находились в кузове моего грузовика, - рассказывает Геннадий Меркушев, - я видел, как тяжело, по большей части эмоционально, им приходится. Я стал покупать сладости - печенье, конфеты, и прятать их в патронные ящики, на которых сидели люди. Потом в неожиданный момент предлагал кому-нибудь залезть в ящик. Казалось бы - мелочь. А знала бы ты, как светлели лица, когда это нехитрое "найденное" угощение извлекали на свет и начинали делить.
   - А как техника выдерживала такую нагрузку? Не секрет, что многие современные машины начинают "капризничать", если столбик термометра опускается ниже 15 градусов.
   - Съемочный день начинался в 6 утра. Ночью автомобили стояли на берегу без навесов. И рабочий день водители начинали с того, что паяльными лампами кипятили воду и заливали в радиаторы (после окончания съемок вода сливалась, чтобы не разорвало блок). Этими же лампами в особо холодные дни прогревали коробки передач, картеры. После этих манипуляций мои машины, как правило, заводились. Потом нередко приходилось на тросу заводить другие грузовики, которые за ночь просто становились замерзшей грудой металла. И все-таки я хочу добавить - все эти машины - подвиг инженерной мысли 30-х годов. Конструкторы заложили такие технические данные, что они не только дожили до наших дней, но и с честью выдержали непростое испытание Ладогой. Без преувеличения хочу сказать, что условия, в которых приходилось работать механикам-водителям на съемочной площадке, были практически идентичны фронтовым. Конечно, с той разницей, что нас не обстреливали.
   - Кстати, об обстрелах. Над вами действительно летали истребители?
   - Нет. На самом деле все воздушные съемки проводились с дельтаплана. Взрывы имитировались так называемой "посадкой": техники заряжали пиропатроны в высверленные вдоль колеи автомобиля дырочки. Взрывы должны были происходить по цепочке, последовательно. Чтобы была полная имитация пулеметной очереди. Холодная вода от взрыва, попадая на лобовое стекло, моментально застывала сплошной коркой льда. Водитель оказывался "ослепленным" и была велика вероятность врезаться в машину, идущую впереди. Либо свернуть в сторону и провалиться в полынью. Я сам попал под такой "обстрел". Пришлось смотреть на дорогу через открытую дверь. Обморозил и уши, и лицо. Вообще, ездить с открытой дверью было положено по технике безопасности и в кабине нередко было даже холоднее, чем на улице. Потому что кругом остывший металл. Экипировка водителей тоже была максимально приближена к той эпохе - бушлат, валенки, размер которых кратно превышает размер педали. Водители поймут, как сложно в такой вот обуви управлять автомобилем.
   На одной из фотографий со съемочной площадки я увидела кадр с интригующей подписью "Братья Шептаевы и их пулемет". И не могла не поинтересоваться - кто эти братья и откуда у них зенитка?
   - Александр и Михаил Шептаевы - члены военно-патриотического клуба в Старом Осколе. Они занимаются реставрацией военного имущества (пушки, стрелковое оружие, автомобили) и придумали систему визуального озвучания работы пулемета. При которой не используются холостые патроны. Стрельба осуществляется за счет газа. Выстрел и визуальный эффект от него - это выстрел горящего газа, что, во-первых, безопасней, во-вторых, в сотни раз дешевле. Для справки : выстрел одного холостого патрона стоит 5 рублей. С учетом многих-многих дублей это выливается в значительную сумму. Пропан по сравнению с этим - копейки. Так вот, благодаря этому ноу-хау, братьев Шептаевых пригласили в картину на роль зенитчиков с собственным пулеметом.
   Премьеру фильма на Первом канале Геннадий Меркушев ждал с огромным волнением. Ведь в ходе съемок ни один участник не знал сюжета и мог только догадываться, что же получится в конечном итоге.
   - К моему сожалению, не все отснятые эпизоды вошли в фильм, - поделился впечатлениями от просмотра фильма мой собеседник, - и я считаю, что он от этого потерял. Некоторые сцены сделали бы картину еще более эмоционально наполненной. Возможно, создатели фильма просто пощадили зрителя, так как на съемочной площадке были воспроизведены более драматичные и жестокие события, которые по каким-то причинам остались "за кадром".
   В конце нашей беседы я поинтересовалась - что самое главное вынес Геннадий из этой "ладожской командировки", после которой ему пришлось отлежать в реанимации. Сказалось напряжение нескольких месяцев, не столько физическое, сколько эмоциональное.
   - Этот фильм я считаю нашим общим и моим личным вкладом в юбилей снятия блокады. Это дань памяти, преклонение перед подвигом. Окунувшись в эти нечеловеческие условия, мы соприкоснулись лишь с тысячной долей тех испытаний, которые пришлось перенести людям, приближавшим окончание этих страшных блокадных лет.
   Выключив "Скайп" я еще очень долго думала над тем, что услышала от моего друга и вспоминала чувства, которые переживала в ходе просмотра фильма. Некоторые из моих знакомых откровенно говорили - не смогли досмотреть. Слишком тяжело. И я подумала, какими же изнеженными стали наши души. Как просто отогнать тревожные мысли, просто переключив канал на развлекательную программу. И как мало стало на наших экранах передач и фильмов, которые заставляют думать. Думать , во имя чего мы живем. "Ладога" - как раз такой фильм. Фильм, вызывающий чувство гордости за страну. За поколение, которое знало, ради чего платит такую цену.
  
   Елена Леонова
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

1

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2019