ИзвЕните, но мне в руки попал сценарий фильма "Ополченочка".
Нечасто мне попадаются настолько бездарные и неграмотные тексты. Мы сейчас читали этот сценарий вслух. Втроем читали: снайпер, мехвод и я.
Знаете, я не ржал так очень давно.
Ладно, избранные места я сейчас процитирую, иногда со своими комментариями.
Я просто в некоторых местах просто молча зависал и пытался перезагрузить самого себя. Вот например. И это первая сцена.
В чистом поле расположился танковый батальон НР ЛНР. На флагштоке красуется флаг ЛНР.
Танкисты суетятся возле своих танков. Проводятся различные работы. Многие крутят гайки в танках в разных его местах гаечными ключами.
Чистое поле. Ангаров, значит, нет. Везде бегают танкисты с гаечными ключами и крутят гайки в танках. Нет, не МС-1. Т-72, как потом окажется. И одинокий флагшток, на котором красуется - КРАСУЕТСЯ! - флаг ЛНР. Интересно, он кокетливо красуется или горделиво?
Ладно, че вы... Там потом башню у Т-72 дядя Вася гаечным ключом прикрутит.
В батальоне есть женский экипаж. Вот как его описывают авторы сценария:
У всех девушек исключительно военный вид - все неуставные детали туалета замаскированы. Все по уставу.
А как зритель догадается, что у них есть неуставные детали туалета? Закадровым голосом Копеляна? "никто не знал, и даже не догадывался, что на Кате были розовые трусики"?
АНЯ
С́ешу, ты когда появятся цели, плавненько подводи, мне тогда с прицелом дружить легче. Не переходи сразу на третью.
Света утвердительно машет головой, соглашается.
Интересно, чьей головой она машет?
КАТЯ
(Ане)
А что с гироскопом? Как там говорили? Коэффициент какой-то...?
АНЯ
Вроде все пучком.
КАТЯ
Все, девки, давайте!
Ага. Это диалог командира танка с оператором-наводчиком. Это перед стартом танкового биатлона. Напоминает: "А че это за кнопочка? - Ты только ничего не трогай".
Следующая сцена - ВНЕЗАПНО! - с Грэмом Филлипсом. Так и написано:
В Луганском Информационном центре происходит брифинг. За столом президиума сидит ФИЛЛИПС, рядом девушка. Грэм Филлипс - прототип известного журналиста Грэма Филлипса.
Грэм Филлипс прототип Грэма Филлипса. Ну... Ок. Знакомься, Алиса, это пудинг.
Дальше приведу всю сцену целиком. Это я комментировать не могу. Потому что ржу в голос.
В зале много журналистов, включены камеры, направлены микрофоны. В первом ряду сидят 2 девушки журналиста. Они что-то пишут в блокнот, внимательно слушают, как первоклассницы.
Одна из них ДАША, высокая (более 180см) и очень полная девушка.
Даша
Оля, я хочу быть как он, быть международным журналистом.
Девушка
Ну так давай,
Девушка показывает в сторону проходящего мимо Филлипса.
Девушка
(ПРОД.)
иди знакомься.
Девушка невольно подталкивает Дашу в сторону проходящего Филлипса, и Даша случайно завораживает проход своим огромным телом маленькому филлипсу.
Филлипс
Простите.
Филлипс пытается обойти Дашу, но у него не получается. Даша неуверенно кладет одну руку на плечо Филлипсу.
Даша
Грэм, возьмите меня в свою команду, я не боюсь войны, хочу рассказывать о ней миру.
Филлипс аккуратно снимает Дашину руку со своего плеча.
Филлипс
Хорошо, мы попробуем. Посмотрим, что ты есть за журналист.
Простите, но это ЧТО??? Ай, ладно. Толстая Даша и Грэм приезжают на полигон: в чистом поле, напоминаю. А там танковый биатлон. Грэм посылает снимать видео к линии красных флажков. Дальше очередная феерия. Танки - пять штук - подъезжают к этой самой линии и стреляют. А да, за биатлоном наблюдают:
В числе военных есть несколько гражданских. Среди них есть ПЕТРОВИЧ, майор, непосредственный начальник Кати, мужчина средних лет.
Майор гражданских войск, это зачетно. А Даша, тем временем, стоит на линии красных флажков. Вы, когда-нибудь, стояли рядом с пятью стреляющими танками? Нет? Щаз узнаете как это бывает.
В один момент танкисты, подъехавшие к красным флажкам, по очереди стреляют, слышен страшный звук от последовательной канонады выстрелов.
Даша довольно машет головой, улыбается, - она восхищена.
Вам отрывает башку и вы ей довольно машете. Хорошо, биатлон продолжается:
На очереди рубеж стрельбы из пулемета 12,7 мм. Катя вылезает из своей башни, активирует пулемет.
Пулемет. Активировать. Да. "Приложите большой палец к экрану. Внимание, пулемет активирован! До запуска пулемета осталось 60 секунд, пошел обратный отсчет! 59... 58... 57..."
И это пишет лейтенант??? Твою мать...
В биатлоне они заняли 2 место. И вот едут отмечать второе место. В кафе. В форме, ага. Ну пусть, так оно бывает иногда. Но вот что там происходит дальше. Как эти три танкистки себя ведут в кафе?
Звучит музыка, они в хорошем настроении, немного переглядываются, Аня немного двигает головой в такт музыки. Света приобнимает Катю, что-то шепчет ей на ухо. Но поведение девушек очень сдержанно - форма не позволяет чего-то лишнего.
Это что, блять, за лесбо-шоу? То есть, если бы они были в гражданке, то трахнулись бы втроем прямо на столе??? Форма им не позволяет чего-то лишнего...
И тут к ним подходят парни знакомится. Мажоры, как указано в сценарии. Диалог:
Мажоры подходят к девушкам. Хоть суть таких молодых людей понятна издалека, тем не менее девушки не морозятся, а вежливо встречают гостей.
Пока девушки сидят.
МАЖОР1
(Свете)
Привет. А Вы че, ополченки?
АНЯ
Не ополченки, а ополченочки. Мы бойцы армии ЛНР.
О как. То есть, девчонки сразу флиртовать начали. "Мы не ополченки, а ополченочки". Вот эти вот уменшительно-ласкательные суффиксы и есть начало флирта. "Я не медсестра, для тебя я медсестричка".
На самом деле, здесь, в ЛНР, знакомиться с женщинами в форме гражданскому, да еще мажору, крайне опасно. У каждой женщины в форме есть свой, как минимум, старший лейтенант.
вернемся к нашим танкисткам.
Мажоры предлагают вдарить по "Мартини". Девочки их, почему-то, посылают. Только что флиртовали же? Мажоры обижаются и говорят, что медали у них куплены.
Дальше феерия:
Аня спокойно встает, изучает мажоров. Она резко дает сильную пощечину Мажору1. Пощечина не женская - немного походит на удар.
Тот падает словно подкошенный. У остальных начинает трястись все тело. Они поднимают Мажора1 и убегают прочь в изогнутых позах.
Трясущимся телом в изогнутых позах мажоры убегают.
Извините, я опять ржу и не могу остановиться. Это настолько бездарно, что гениально в стиле Ильфа и Петрова. Какой там стремительный домкрат?
Ну что, продолжим?
Я постараюсь закончить обзор сценария в этом продолжении. Постараюсь, но не обещаю. Ибо накал маразма и идиотии растет от страницы к странице.
Закончили мы на мажорах в изогнутых позах. Конечно же, сецнарий - не книга. Это технический документ, текст в нем не обоязан быть изящным. Более того, чем меньше литературы в тексте, тем лучше для сценария. Не нужна там красивая стилистика. Но для меня показатель интеллекта - владение словом. Дело не в орфографии с грамматикой. Все мы с запятыми не дружим. Ну ладно, ладно. Есть у запятых друзья. Но вот умение формулировать мысли для сценариста это важно.
Как это вот режиссер будет рассказывать актерам-мажорам? "А теперь вы бежите, трясетесь и у вас изогнутые позы"? Что это за пляска святого Витта?
Ладно, поехали.
После сцены с мажорами звучит единственная удачная шутка на весь фильм.
Девчонки поднимают чашки с чаем и одна из них говорит:
- За мужчин!
- Не чокаясь, - отвечает ей вторая.
Повторюсь, это единственная удачная шутка.
Возвращаемся на полигон.
Как вы помните, женский танковый экипаж занял второе место на биатлоне. По этой причине, Катю, командира танка назначают читать лекцию про танк Т-72 трем "слабым" экипажам. Танкисты откровенно ржут над "училкой", пока она заученно выдает информацию из Википедии.
Один из солдат 50-60 лет, АФГАНЕЦ совсем не слушает Катю и смотрит куда-то в облака. Катя это замечает и подходит к нему. Возле него стоит ОЛЕГ.
Когда Катя подходит, Афганец говорит Олегу что-то невнятное, как бы на ухо.
КАТЯ
Я вижу Вам не интересно?
АФГАНЕЦ
Да нет, интересно.
КАТЯ
А как же врага будете бить, если ни хрена не знаете?
АФГАНЕЦ
Теперича Вы, послушайте, командир. Когда Вас еще на свете не было, я уже в Джелалаба́де провинции Нангархар шлепал афганских духов. Потом была вторая Чеченская. А уже потом был Иловайскаий и Дебальцевский котлы. Ну, про них Вы точно слышали. Так что, с врагом как-нибудь разберемся.
Катя немного теряется, переводит взгляд на Олега.
Солдаты, увидевшие, как командир немного лоханулся, тихонечко смеются, улыбаются.
КАТЯ
(строю, показывая на стенд)
Ладно, мужики, через час знать полное строение танка.
Без комментариев. Одно только непонятно, чего это АФГАНЕЦ тельняшку не порвал и слезу не пустил.
Затем начинается серия флешбеков, в которых коряво, но объясняется, почему кто и как начал воевать. О них мы еще отдельно поговорим. А тут, оказывается, у Кати есть брат Алексей, танк которого сгорит непонятно в каком году и непонятно каком бою. Катя еще кухарка, она еще не командир танка. Сейчас мы узнаем, как она танкисткой стала.
Через силуэт Олега Катя видит одиноко стоящий в стороне танк, выведенный из строя. У него полностью нет гусениц, башня искривлена, он подбит. Весь в черной гари. Это танк Алексея.
Запомним. Танк Алексея сожжен. Гусли скинуты, башня сковырнута. Катя через силуэт Олега видит танк Алексея. А через секунду боевая тревога, ополченцы бегут по машинам. Катя на ходу зачитывает командиру ТТХ танка, тот, впечатленный, разрешает ей ехать на поле боя.
Катя сидит в кузове КАМАЗа и смотрит на асфальт. Несколько он чистый. Но далее - он весь усеян какими-то воронками от взрывов, сгоревшими железяками, деталями техники.
Лежит несколько трупов.
Стоит подбитый танк. Это танк Алексея. Но Катя пока об этом не знает. Она в тревоге всматривается в него.
Колонна останавливается.
Солдаты выпрыгивают, Катя тоже.
Она изучает танк.
На земле лежит отряд Ополченцев. Почти все раненные. Солдаты организованно помогают им.
Вдалеке Катя замечает знакомого Ополченца ГЕНУ.
Она бежит к нему, он тоже видит ее, но начинает куда-то стремительно полууходить-полуубегать.
Катя бежит за ним.
Она догоняет его возле частного дома. Он очень грязный, весь в гари - последствия боя.
КАТЯ
(орет, как бешенная)
Гена, где Леша? Где Леша?
Гена ничего не отвечает. Он заходит в дом и через мгновение выходит. У него в руках сильно обугленный танкошлем.
Он отдает его Кате, рассеянно и виновато машет головой.
У Кати начинается истерика. Она дергается и кричит.
Танк сгорел, а обугленный танкошлём в доме. Катя не узнала танк, но узнала обугленный танкошлём. Как? Спросите это у полуубегающего Гены по несколько чистому асфальту.
И это был флешбек внутри флешбека. Потому что:
Через силуэт Олега Катя видит одиноко стоящий в стороне танк, выведенный из строя. У него полностью нет гусениц, башня искривлена, он подбит. Весь в черной гари. Это танк Алексея.
Нормальный способ написания сценария: копипаст. Катя и Олег беседуют на тему, а че это мы танк этот не ремонтируем? Давай отремонтируем? Давай отремонтируем. Комбату похер, комбригу похер, зампотеху похер. Не похер только двум бойцам, решившим самостоятельно, в полевых условиях, ВРУЧНУЮ! отремонтировать сгоревший Т-72. Как? Да легко, у них есть знакомый дядя Вася, он афганец. Видать, волшебное слово "афганец" дает плюс сто ко всем навыкам. К любым, причем.
ВНЕЗАПНО! Еще два флешбека. В одном из них мама Алексея и Кати поминает сына пустым столом. Ну да, так в сценарии. В другом Катя переписывается с мужем, свалившим в Харьков и прихватившим с собой дочь.
И опять ВНЕЗАПНО!
На полигоне начинается концерт. Угадайте, кто приехал? ВНИМАНИЕ! Только для вас! Впервые в кино! Автор сценария поет песню! Кульминация фильма! Роман Разум с ансамблем "Новороссия" поет на музыку "Цыпленок жареный, цыпленок пареный" песню "Ополченочка".
Шо, не верите? А вы найдите в интернете клип "Ополченочка" и сравните его с "Цыпленком". Это все доступно.
Если уж спекулируете на тему женщин на войне, хоть делайте это красиво.
А то получается вот такой ужас:
С концертом в часть на своей Газели приезжает группа "Новороссия". Уже готов деревянный помост, заменяющий сцену. Музыканты выгружают оборудование, монтируют провода.
Концерт начинается. Напротив сцены собралось очень много военных, на заднем фоне видна техника.
Но есть несколько стульев. На переднем ряду на стульях сидят 3 ветерана. У них много медалей, все седые, с палочками. Один из них совсем старенький, СТАРЕЙШИЙ ВЕТЕРАН, ему больше 90 лет.
Немного сзади их - Катя, Аня, Света, Петрович. Возле Кати стоит Олег. Тут также есть несколько офицеров, Филлипс и Даша, снимающая на камеру концерт.
Также в первых рядах виден ДЯДЯ ВАСЯ. Это крупный, пожилой мужчина, с бородой.
Дальше, в глубь "рядов" - стоят все остальные. На сцену, где все музыканты уже заняли свои места, выходит РАЗУМ. Роман выглядит бодро и пытается передать свое настроение военным.
РАЗУМ
С днем танкиста! Сегодня для Вас группа Новороссия!
Публика аплодирует. Разум начинает петь.
РАЗУМ
Ты прости, ты прости меня, мама, - я устала терпеть эту ложь, я устала, поверь мне, устала, на войну я хочу невтерпеж! За отца отомщу и за брата и за матушку-Светлую Русь...
Военные слушают Разума. Олег, стоящий справа от Кати, очень медленно прислоняет боковую часть мизинца левой руки к боковой части мизинца правой руки Кати.
Как бы ее касается и не убирает руку. Катя внешне не реагирует, но руку не одергивает.
РАЗУМ
(ПРОД.)
мне бы 5,45 автомат! Мужики, я в бою пригожусь! Ах, ополченочка, моя ты девочка, своею грудью ты закрыла всю страну, за Новороссию...
Старейший ветеран медленно протягивает корявую руку к одной из своих многочисленных медалей, висящей на кителе слева в районе сердца, накрывает ее рукой.
Разум заканчивает петь.
РАЗУМ
(фоном, прод.)
...зимой и осенью с тобой, родимая, я выпью и спою!
Старейший ветеран улыбается искренней, слегка беззубой, старческой улыбкой, как может, хлопает в ладоши. Вся публика тоже хлопает.
Да епт... Вот она кульминация фильма - самореклама и самопиар. Большой такой клип, состоящий из малосвязанных между собой сцен. А фоном "цыпленок жареный". Это лейтенант Разум про девчонок-бойцов так поет.
Поехали дальше. Я тут, честно говоря, запутался. Потому что ничерта не понял. Концерт кончился, толстая журналистка Даша забирается в женский танк, с целью поснимать репортаж. Застревает в люке мехвода:
В этот момент Даша неожиданно проваливается по пояс в люк механика-водителя и не может вылезти ни вверх ни вниз. У Даши на глазах ужас. Она уже триста раз пожалела, что полезла на танк.
То есть танк уже есть. И тут Катя видит сгоревший танк брата и грустит. Но, стоп! Это же во флэшбеке было? Или этот сгоревший танк так и стоит несколько лет или месяцев? Ниче не понятно. Ну хорошо, я тупень, поплыл между флешбеками. И тут из темноты выплывает дядя Вася-афганец.
Дядя Вася осматривает танк Алексея. Он озадачен и чешет голову.
Катя подбегает к танку.
КАТЯ
Дядя Вася, ты уж постарайся, родной. Важно мне это.
ДЯДЯ ВАСЯ
Не знаю, такие еще не чинили, - помогать с Олегом будете.
После этого безумного диалога, а он безумен... Почему безумен? Если дядя Вася никогда не чинил сгоревшие танки, а их и не чинят в полевых условиях, он озадачен как беременная первокурсница, то каким образом он его чинить будет? Фантазии лейтенанта Разума предела нет.
Чистое поле, напоминаю. Полигон.
В большом ангаре стоит несколько единиц военной техники, среди них танк Алексея. Возле него Катя и Олег, Дядя Вася. Также около пяти солдат.
Ангар в поле выстроили? Ок. бывает. А вот "Около пяти солдат" - это сколько? Пять с половиной? Пять солдат и ноги? Че это ваще?
На одну из сторон танка уже поставлены катки, натянута гусеница, Дядя Вася крепит ее концы между собой. Солдаты с ключами ассистируют - держат, крутят и т.д.
КЛЮЧИ!!! Понеслась!!!
К башне крана сверху подъезжает козловой кран. Солдаты залезают на танк, становятся вокруг башни, берут ее руками. Башня в цепях. Кран ее сверху цепляет.
Внутри танка находятся Дядя Вася Олег - с ключами. Они крутят гайки, ответственные за крепление башни.
Банка с болтами! Ведро, а не Т-72! Реву аки слон!
Солдаты поворачивают башню.
Дядя Вася в маске сварщика варит что-то в задней части танка.
Олег на танке что-то прикручивает.
В это время спереди солдаты шомполом чистят дуло. Дядя Вася снимает маску сварщика, выключает огонь.
Мет дядя Вася, старый крендель, варит. Или крэк. Потому что шомполом дуло танка не чистят! Это баник, баник, блять, а не шомпол. Хотя, если там пол-солдата есть...
В общем, прикрутили башню на гайки, дунули как следует...
Двери ангара открываются. Выезжает отремонтированный танк. Он сияет.
ЫЫЫЫЫЫ!!!! Сияет... И в кружавчиках.
На башне (другом месте) крупно белой краской, все буквы заглавные, написано "БОЕВАЯ ПОДРУГА".
За рулем Дядя Вася.
Ыыыыы.... Сцуко, сцуко, сцуко...
Сияющий танк на гайках, с шомполом в дуле и дядей Васей за рулем.
Не расслабляемся. Теперь нас ждут боевые сцены. Их две на фильм.
Первая боевка.
Укры входят в серую зону на двенадцатом участке. Нужно их срочно выбить.
Вместо того, чтобы накрыть укров артой, например. Комбат танкового батальона посылает в атаку три танка, среди них "Боевая подруга".
Конечно, без пехоты. Не, я знаю, что в реальности такие дебильные атаки были, тоже Дебальцево, например. Но, блин, там были ожесточенные бои, когда в бой кидали все, что может стрелять.
Здесь-то зачем танки без прикрытия пускать? Для драматизьму, наверное. Но драматизма там шиш целых фиг десятых.
3 танка едут по полю в линию.
Они преодолевают различные естественные препятствия.
Танки останавливаются.
Катя смотрит в прицел.
Виден танк, значительно дальше БТР и пехота.
Экипажи внутри танков говорят в рацию из танкошлемов.
КАТЯ
Витязь и Кальмар! Осколочно-фугасными по пехоте. Гроза! Танк!
АНЯ
Работаю с танком!
3 танка ополченцев стреляют.
Аня подбивает танк. Снаряды 2-х других танков падают недалеко от БТРа и пехоты, вреда не приченяют.
БТР и пехота отступают.
3 танка ополченцев наступают.
Что, блять???? С первого выстрела сжигают украинский танк, молодцы какие, зато ОФ падают недалеко от БТР и пехоты и вреда не "приченяют". Да БТР перевернуть может к херям от близкого попадания. А фугасный снаряд на то и фугасный, что у него основная ударная мощь - взрывная волна. И взрыв, например, 122-мм снаряда метрах в двадцати от человека может просто отправить этого самого человека на полгодика в госпиталь. Ни царапины не будет, а вот глазик видеть не будет или ножки не работать - это легко.
Хотя, в принципе, это я перегнул. Бывает и такое как в сценарии. На войне какой только херни не бывает. Просто вот данная сцена идиотская. В реальности эти три танка можно сжечь и без помощи арты.
КАТЯ
Всем экипажам стоп!
3 танка синхронно останавливаются. Противник отступил далеко.