Okopka.ru Окопная проза
Хабибулин Юрий Далилевич
Рецензия на повесть Николая Иванова - Вxoд в плен бесплатный, или расстрелять в ноябре

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения] [Рекламодателю] [Контакты]
Оценка: 8.83*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на повесть Николая Иванова "Вxoд в плен бесплатный, или расстрелять в ноябре". Сама повесть здесь - http://okopka.ru/i/iwanow_n/text_0020.shtml

  Эта повесть - история человека, который 113 дней отбыл в качестве 'живого товара' у чеченских бандитов, находясь каждые сутки на грани между жизнью и смертью.
  Особую остроту произведению придаёт тот факт, что рассказывает о происшедшем не совсем обычный человек - профессиональный писатель, журналист и офицер, понюхавший пороху и повидавший многое ещё при участии в боевых действиях в Афганистане. То есть, так уж сложилось-совпало, что автор и пером владеет, и навыками выживания в запредельно тяжёлых условиях, и знанием психологии. Сумел с потрясающей достоверностью описать нечеловеческие испытания, которые выпали на долю ему и двум случайным друзьям по несчастью в чеченском плену с лета по осень печально памятного 1996 года.
  Что особо примечательно в этой истории, что отличает её от десятков и сотен подобных? Наверное, прежде всего, художественное мастерство автора, его дар заставить увидеть читателя собственными глазами, прочувствовать то, что пережил сам рассказчик за неполных четыре месяца ада, о чём думал и как, несмотря на все ужасы своего положения, сохранял человеческое достоинство, надеялся на освобождение, анализировал малейшие изменения поведения своих тюремщиков и даже... почти немыслимо, но... где-то понимал или пытался понять молодых, 'съехавших с катушек' охранников - бандитов, мучителей! Их злость, обиды, мотивы. Заметить оставшееся в них человеческое и не быть только обвинителем на внутреннем процессе следствия и суда над собой, анализа причин приведших его и случайных попутчиков в земляную яму чеченских абреков. В это время чувства и способности человека чрезвычайно обостряются, а ценность тянущегося мгновения подскакивает до небес.
  Трое мужчин, с разным общественным положением, разного вероисповедания и разных национальностей (один русский и двое кавказцев) попадают в одну яму. И пытаются выжить. Помогают друг другу, приспосабливаются к обстоятельствам, придумывают себе занятия, чтобы не сойти с ума.
  Это драма, насыщенная правдой и болью. Это рассказ не только о торговле рабами и заложниками в двадцатом веке, о реальных интересах многих 'борцов за свободу Ичкерии', но, частично, и об истинных виновниках развязывания новой кавказской войны, развала СССР, ворах и предателях в высшем эшелоне российской власти.
  Тем более, что автор - полковник налоговой полиции и по долгу службы прекрасно знает о гигантских суммах государственных средств, бесследно пропавших в чёрной дыре чеченской проблемы, 'борьбы за независимость'.
  В чьих интересах был этот конфликт и кто погрел на нём руки?
  Тот, кто не купится на лёгкие объяснения, на шовинистические лозунги с любой стороны, поверхностные ярлыки-штампы, кто умеет думать, анализировать, сопоставлять факты, тот может сам найти ответ.
  В своей повести автор уделяет внимание не только бандитам и своим собратьям по несчастью, очень достойным людям, но и обычным чеченцам-селянам, их родовым законам, отношениям.
  Не всё просто, но среди них есть достойные и незаслуженно обиженные люди. Можно ли их понять? Влезть в их шкуру? Автор пытается. Смотрит на то, что видит вокруг и, одновременно, вспоминает свою московскую жизнь, где далеко не всё было прекрасно. И не все люди были образцом порядочности.
  Вот уж воистину 'не судите, да не судимы будете' и 'чужая боль не болит'. А вот попробуй влезть в чужую шкуру и почувствуй, каково там?
  Автор думает, анализирует. У порога смерти все чувства обостряются, нет нужды что-то приукрашивать, игнорировать. Ложь отторгается. Хочется только понимания и правды.
  Господи! Дай мне мудрости прозреть, почему я здесь? Почему все случайности сложились в такой невероятный кульбит? Гримасу судьбы. Что я не так сделал в жизни? ЗА ЧТО???
  И читатель вместе с автором оказывается в тупике сознания, ищет свой момент истины. Может быть, не обязательно начинать думать тогда, когда ты уже ничего не можешь изменить в своей жизни? Этот вопрос читается между строк. Как и другой. Не надо всё валить на судьбу и плыть по течению. Уделять свои силы, время, внимание только выгодным вещам, оставляя в равнодушии и отвале духовные, 'нематериальные' факторы. Просто человеческие - совесть, справедливость, порядочность, великодушие, сопереживание.
  Как оказывается в повести, именно эти, 'нематериальные факторы', в лице верных друзей, рисковавших своей жизнью в 'горячей точке' и спасли, в итоге, героя повести. Сунулись в самое пекло. Рискнули. И понятно, что формальная сторона дела - служебная командировка, приказ, тут не была определяющей в успехе операции. Отговорки и объяснения всегда можно найти.
  Граната с выдернутой чекой в руке Расходчикова на встрече с переговорщиком - бандитом Рамзаном, во время провокации послужила убедительным доказательством решимости офицера отдать за друга свою жизнь. И эта решимость убедила, возможно, послужила последней каплей, последним толчком к завершению опасной и скользкой процедуры вызволения из плена 'богатой добычи' - русского полковника.
  Конечно, автору сильно повезло, что в борьбу за его жизнь включилось такое серьёзное силовое ведомство, как тогдашняя Налоговая полиция с её ресурсами. Многим другим несчастным, попавшим в подобную ситуацию, повезло гораздо меньше.
  На протяжении всей повести мы читаем вкраплённые в её тело сводки о розыске, комментарии и сообщения начальников, коллег автора о ходе поисков, предпринимаемых мерах. Всё это повышает градус напряжённости при чтении.
  Из этой страшной автобиографичной истории узнаёшь много важных моментов.
  Например, фрагмент из переговоров по освобождению пленников - '...Им сказали, что, если за нами спустится сам Аллах, но спустится без денег, они расстреляют и Аллаха, не то что мулл и старейшин. Приказали больше не появляться...'. Откровение для многих - вот тебе и 'правоверные', вот тебе и борцы за независимость Ичкерии...
  И ещё - '...Мельчайшая, сидевшая где-то в подсознании надежда на благородство чеченцев показывает свою изначальную суть и оказывается блефом: им нужны деньги, одни деньги и ничего кроме денег. И война, которая идет наверху, -- тоже, по большому счету, из-за денег. Из-за возможности -- или невозможности -- ими обладать и распоряжаться...'
  В то же время, после всех мучений и прозрений, Главный герой (автор) приходит к более глубокому пониманию истинной природы вещей, живых существ в нашей Вселенной. Всё взаимосвязано. И ничто не случайно.
  Всё то живое, что кажется внешне чужим, враждебным, на самом деле при близком рассмотрении оказывается состоящим из одних и тех же атомов, молекул, эмоций. Вот с последними сложнее всего.
  Эмоции возникают как стихийные бедствия, они могут быть силами созидания или разрушения. И с этим часто ничего невозможно поделать. Это нужно только пережить или... предусмотреть. Подавлять, ломать - неподъемно тяжело, смертельно опасно, нерационально.
  Свой - чужой. Что это вообще за деление такое между людьми? Как распознать 'своего'? Как сделать 'чужого' своим? Или хотя бы не врагом?
  Эти вопросы, сюжетные линии ощущаются в контексте всего произведения.
  Фоном, слоями повести служат и детали взаимоотношений между пленниками и их охранниками. Вначале ненависть, равнодушие, 'хозяйская забота', как о живом товаре, рабочем скоте и, постепенно, даже какая-то привязанность, угрызения совести, которые мы видим у боевиков в конце.
  Потрясающий момент в повести - это звонок уже после освобождения автору в Москву от боевика - 'Боксёра', взявшего в плен полковника и его случайных попутчиков в Чечне.
  Боксёр звонил... извиниться!!!
  Добралось и до него раскаяние! Обещал даже передать с оказией записи, отобранные в плену при обыске. Это надо ж такое! Вот вам и тупой бесчувственный бандит! И на него со временем снизошло просветление и понимание своей незавидной роли в происшедшем, в истории родной страны.
  Кто-то из участников этой драмы понёс свою кару, божью или человеческую, за содеянное. Кто-то изменился, увидел жизнь в новых красках, открыл для себя иные, гораздо более высокие ценности, чем деньги и власть.
  Очень важные моменты в повести, касающиеся быта, взглядов и тем разговора узников. Один православный русский и двое мусульман-кавказцев в длительном плену. Как они не сошли с ума? Не перегрызли друг другу глотки? Оказывается, все они просто нормальные порядочные люди и эта нормальность и порядочность никак не зависит от национальности и вероисповедания.
  Нормальные люди всегда могут договориться, уважать друг друга и жить в мире. Более того, помогать и поддерживать друг друга, как это описал автор. Может быть, это и есть самое главное в такой неоднозначной повести.
  Ведь самое страшное, самое разрушительное и легко детонирующее взрывчатое вещество сегодня, это не тротил, гексаген и даже не дьявольская начинка атомной бомбы. Это национальная, расовая, половая, религиозная нетерпимость, ненависть, предубеждение. Это неумение многих людей думать своей головой, подхватывать без критического осмысления готовые рецепты и провокации, вываливаемые разного рода стратегами и манипуляторами через СМИ на бедные мозги обрабатываемого 'электората'. Так стравливаются народы, отдельные его группы, возникают проблемы и 'горячие точки'. А 'стратеги' и манипуляторы потирают руки и считают барыши.
  Есть ли защита от этого?
  Может всё дело в том, чтобы ничего не принимать на веру и думать своей собственной головой? Учиться, развиваться, пытаться понять неизвестное, чужое?
  И не бросаться сразу воевать или ругать не понятое, считая кочку, на которой сейчас находишься в плане знания жизни, самой высокой.
  Кто такие патриоты? Это персонажи повести - Че Гевара, Хозяин, Боксёр, Непримиримый, Чика, Младший Брат и другие 'борцы' за свободу Ичкерии? Или это самые обыкновенные бандиты и преступники, даже по отношению к собственному народу?
  Может, стоит разобраться и с другими определениями - националист, шовинист, фашист? Заглянуть в Толковый словарь, прочитать? Чтобы опять не наступить на те же грабли, на которые когда-то наступил целый не маленький и не последний в мире народ - 'арийская раса'?
  Или действительно история никого ничему не учит?
  Повесть Николая Иванова поднимает очень важные вопросы человеческих взаимоотношений на показанном сюжете насилия над тремя беспомощными людьми, сынами разных народов, но страдающих от злой силы интернациональной природы.
  Думается, эту книгу стоит прочитать всем, чтобы с одной стороны, постараться расширить свой кругозор и жизненный опыт, а с другой - научиться управлять своими эмоциями и стать чуточку мудрее и критичнее к призывам всяких, купленных с потрохами, симпатичных вождей, партий и организаций, готовящих очередные 'горячие точки', конфликты, разборки. Ведь чем их больше, тем кому-то где-то спокойнее, сытнее и приятнее.
  Во всём этом не так просто разобраться, как кажется на первый взгляд.
  Вместе с главным героем повести читатель многое проходит, понимает. Видит, как и автору открываются неочевидные изначально истины. Как он пытается обрести спокойствие, душевное равновесие, выполнить данное самому себе обещание - выбравшись из плена, выпрыгнуть на Северный полюс, на 'макушку земли' с парашютом. И как понимает, что это совсем не та высота, которая успокоит, откроет новые горизонты жизни. Главная высота - '...самые высокие вершины России - это ее духовные центры. Это поле Куликово, Бородино, Прохоровка, Сталинград, Оптина пустынь, Дон Шолохова, Пикет Шукшина. Никуда не надо лететь и прыгать. Надо приходить сюда, всматриваться, вслушиваться и становиться на колени перед родной землей...'.
  Вот что такое патриотизм. И не надо никого ненавидеть и завоёвывать... Только хранить и защищать своё, родное! Быть справедливым и отзывчивым к людям! Добрым соседом и хорошим другом!
  И ещё одна из многих малозаметных сюжетных линий повести, отсвечивающих вторым или третьим фоном - незнание законов человеческого общения и Божьих заповедей не освобождает от ответственности за содеянное по глупости, гневу, малодушию, ни перед собой, ни перед своим народом, ни перед своими детьми...
  Кто-то из философов сказал: 'Будущее - это не то, что приходит к нам. Будущее - это то, к чему идём мы!'
  

Оценка: 8.83*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru
(с)okopka.ru, 2008-2015