|
||
Как же так случилось, что вчерашние соотечественники с азартом расстреливают собственные города и населенные пункты вместе с детьми, женщинами и стариками? Что за коллективное безумие нашло на жителей "материковой Украины"? В чем причины этого массового психоза и запредельной бесчеловечности? Об этом рассказывает литературовед, культуролог, методист Луганской Государственной Академии культуры и искусств им. М.Л. Матусовского Нина Ищенко.
- Вы автор интересной теории гласящей, что в основе украинского нацбилдинга - процессе насильственного формировании новой украинской нации - в т.ч. лежат идеи Джоан Роулинг, автора книг о Гарри Поттере. Каков был Ваш путь к этой теории?
- Я интересуюсь литературой и философией, а также волей-неволей слежу за современными политическими событиями. Меня интересуют в первую очередь глубинные пласты коллективного сознания, то есть представления людей о должном, правильном, приемлемом, нормальном. Философия говорит об этих идеях прямым текстом, литература воплощает их в образах, а в экстремальной ситуации, на войне, этот идейный каркас реализуется на практике. От чего человек не отступится даже под страхом смерти? На что человек пойдет, если ему это выгодно? Мы сейчас можем видеть ответы на эти вопросы в жизни, и таким образом можем определить теорию, которая совпадает с наблюдаемой практикой. Практика украинской стороны известна, а соответствующее ей мировоззрение описано в книгах Джоан Роулинг.
- В чем суть Вашей теории?
- Литература и общественное сознание влияют друг на друга. Автор может стать популярным только если его книги выражают то, что важно для всех его читателей. Книги Роулинг стали выходить в 1997-м году, в нулевых появились экранизации, и вся серия быстро стала культовой. Гарри Поттер на сегодняшний день это целая индустрия. Существуют подражатели, любители, ценители, издаются книги, пишутся продолжения, пояснения, обсуждения, выходят сборники по мотивам, литературная критика, философское осмысление, аксессуары, музыка, компьютерные игры. Такая большая популярность серии показывает, что описанное Роулинг мировоззрение воспринимается читателями как норма, а созданный автором мир - как желанный и привлекательный.
- И что же это за мир?
В этом мире люди делятся на две группы - на магов и магглов. Магом нужно родиться. Никакие способности и талант, труд и моральные качества не помогут магглу стать магом, эта граница абсолютно непроницаема. В то же время по отношению к магглам магу можно всё: магглов можно обманывать, отбирать у них детей, стирать им память, держать их в рабстве, даже убивать. Это не является проблемой для героев и воспринимается как должное. Это фон, на который никто не обращает внимания.
Украинской молодежи сейчас, во время войны, предлагается картина мира, в которой люди делятся на два разряда - украинцы, сторонники евровыбора и ватники. Украинцам можно всё, а ватников можно бомбить в их домах, "так уж устроен этот мир". Предложенная украинскими политтехнологами картина мира идеально соответствует усвоенным с детства представлениям, которые человек давно считает нормой и не видит необходимости их ломать.
- Что это в своей основе - деструктивная идеология или манипулятивная технология трансформации массового сознания?
- Первое. Это гораздо больше, чем манипулятивная технология, это мировоззрение, укорененное в экономическом строе Европы, проявляющееся в религии и культуре. Это не выдумка какой-то группы лиц, а идеология целого общества.
- Как все это проявлялось на протяжении четверти века украинской независимости (в деталях и примерах)?
- Я бы тут выделила два направления - внутреннюю политику и экономику. В политическом плане Украина пыталась скопировать Прибалтику, где законодательно закреплено деление жителей на два сорта по национальному признаку. На Украине сложнее это сделать, потому что русские тут составляют не меньшинство, а большинство, тем не менее попытки такие никогда не прекращались все 23 года существования Украины. Русский язык последовательно изгонялся из сферы науки, культуры, образования, политики, идеологии. Почему человек не может участвовать во всех этих областях общественной жизни, говоря на своем родном языке, если формально провозглашается равенство всех народов, языков и культур? Потому что русские - не народ, не язык, не культура, на них правила не распространяются и никто не видит в этом никакой проблемы. Это всё та же узнаваемая идейная структура, которой живут герои Роулинг.
- Это гуманитарная сфера, а в прочих?
В экономическом плане Украина старалась воплотить либеральные теории и построить постиндустриальную экономику (красивое название для колониального капитализма). Теоретической базой для этого служит представление о том, что существуют люди креативные, талантливые, "с хорошей генетикой" и все остальные. Первые должны получать большие деньги за свой ум и талант, а вторые работать руками за копейки, и это справедливо. Такими идеями в массовом сознании оправдывалось отмирание промышленности и усиление паразитарной прослойки общества. Роль работяг в первую очередь выпала индустриальным регионам, хотя как справедливо замечено, сельскохозяйственные районы - следующие кандидаты.
- Как работает эта идеология/технология сегодня на Украине?
- Сейчас эта идеология толкает украинцев на войну против своих бывших сограждан. Нам вменяются в вину обыкновенные в цивилизованном мире вещи: голосование, референдум, утверждение суверенитета на некоторой территории. Это основа политической идеологии Европы Нового времени. Препятствовать народу выражать свою волю и устраивать свою жизнь на основании своего политического выбора - это преступное и однозначно осуждаемое деяние в европейской политической культуре. Как же так получилось, что убивать людей за референдум, за реализованное право выбора стали именно сторонники европейских ценностей? Ответ прост: все люди имеют равные права, но не все являются людьми, что снова выводит нас на идеологию Роулинг.
- Можно утверждать, что это лишь современная перелицовка извечного постулата "разделяй и властвуй"?
- Я так не думаю. Тут идет речь об идейном ядре европейской культуры, а она не вечна. Какие-то основы управления люди знали всегда, но такой феномен как европейская цивилизация существует не так давно.
- Как вы считаете: Джоан Роулинг понимала, что и как она делает или просто так получилось, и её творчество было просто грамотно использовано?
- Роулинг человек своей культуры. Для нее такое разделение людей на два сорта настолько нормально и естественно, что она не видит тут никакой проблемы. Если бы Роулинг спросили, рассчитывала ли она, что ее книги помогут оправдать массовые убийства, она разумеется ответила бы отрицательно. Однако идеи работают, даже если тот, кто их выразил, не может додумать их до конца и предвидеть все последствия. В любом случае нельзя сказать, что просто так получилось. Так получается всякий раз, когда европейцы сталкиваются с русскими, и эта повторяемость указывает нам на некую объективную закономерность. Западное мировоззрение всегда приводит к такому результату, европейская колониальная политика Нового времени тому пример. Многие наши сограждане в шоке от происходящего на Донбассе, потому что сейчас именно мы оказались в роли тех индейцев, которых допустимо морить голодом и расстреливать в их домах, но о самом принципе мы же знали давно. Авторы той культуры воплощают в своих произведениях эти идеи не с каким-то пропагандистским намерением, а потому что так они видят мир и не могут писать иначе.
- В чем отличие идеологии "Поттерианы" от исторически сложившихся форматов деления мира, например, англо-саксонского "наш остров и мир туземцев", сионистского "большой народ и гойим" или исламистов на "правоверных и кафиров"?
- Идеология "Поттерианы" это и есть англосаксонский формат деления мира, выраженный в художественных образах. Роулинг - английская писательница, для нее это естественно. Идеология сионизма весьма близка к протестантской, у них есть общие исторические корни. Общеизвестно, что английские протестанты отдавали предпочтение Ветхому Завету перед Новым, многие протестантские деятели увлекались также Талмудом. Эти связи и это взаимное влияние сохраняются до сих пор. Ислам - это другая культура, но в этом важном пункте она соприкасается с западной. Возможно, не в последнюю очередь это причина популярности ислама в современной Европе. Все перечисленные формы коллективного сознания суть явления одно порядка. Украинский национализм в том виде, в каком его удалось на данный момент сформировать, становится в этот ряд.
- Имеет ли значение талант автора и масштаб инвестиций в раскрутку подобного деструктивного носителя идеологии?
- Разумеется, талант автора имеет очень большое значение. Литературное произведение должно влиять на поведение, причем на поведение человека в экстремальной ситуации, когда его выбор грозит смертью ему или другим. Созданная автором картина мира должна быть убедительной и увлекательной. В случае украинского читателя мир книги не совпадает с миром вокруг. Большинство людей на Украине всё-таки не привыкли одобрять массовые убийства и не воспринимают бомбежки школ и больниц как норму. Значит, мир книги должен быть сильнее, чем даже сама реальность. Без чисто литературного таланта этого не добиться.
Большие инвестиции позволяют захватить публичное пространство, сделать предлагаемое мировоззрение если не единственным в принципе, то единственным обсуждаемым. Любая другая идеология вынуждена его учитывать, признавать, даже отвергая и критикуя. Это очень сильная позиция, и одна успешная попытка в этом направлении окупает множество неудач.
- Как эта технология может сработать завтра в других странах, например в России?
- Эта идеология работает одинаково во всем мире. В России она может сработать так же, как и на Украине. Попытки Майдана там делаются постоянно - Болотная в 2010-м, митинг первого марта в Москве уже в этом году, какие-то инициативы в Сибири, о чем писал например В. Мараховский. Прослойка, проводящая западную идеологию, в России больше и в процентом отношении, и численно, так что возможности для устройства Майдана есть, и они будут использоваться. Нельзя думать, что это давление прекратится само собой.
- Как бороться с подобными деструктивными технологиями/идеологиями?
На общественное сознание влияет как общественное бытие, так и культура в узком смысле слова, потому борьба может идти по двум направлениям. Один путь - менять экономику и выходить из капиталистического мира. В этом случае другой общественный строй потребует другой идеологии, другой литературы, и она появится. Сама наша реальность не будет таким подспорьем для западной идеологии, потому что она не будет устроена по западным правилам. Второй путь - сделать неприемлемой для обсуждения в публичном пространстве саму идею о том, что людей можно делить на людей и недочеловеков. Тут решающая роль принадлежит религии, а потом искусству. Информационные технологии тоже имеют большое значение для организации публичной деятельности, и не надо этим пренебрегать.
|
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на okopka.ru материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email: okopka.ru@mail.ru (с)okopka.ru, 2008-2019 |